Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Методы интегрирования MOOC-технологий в области естественных наук в российском образовании
Рубцова Н.М.
выпускница группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Развитие информационных технологий приводит к всё более широкому их использованию в различных областях человеческой деятельности, в частности, в образовании. Повсеместное распространение Интернет-технологий позволяет получать доступ к информации и знаниям широким слоям населения, постепенно снимая или заметно снижая такие ограничения, как социальное положение, доходы, возраст, пол, физические возможности и т.д. Новые технологии информатизации заметно расширяют возможности дистанционного образования, вовлекая в него всё большую аудиторию. Как следствие, всё чаще реализуются проекты онлайнового образования, связанные с предоставлением доступа к тому или иному образовательному контенту. В 2012 году возникло абсолютно новое явление в области образования – платформы, на которых ведущие университеты мира предоставляют доступ к своим курсам всем желающим, провозглашая, что хорошее образование является базовым правом любого человека. Такие курсы получили название Massive Open On-line Course (MOOC).
Цель работы – изучение возможности и методов интеграции технологий, использующихся в массовых курсах (MOOC), в области естественных наук в системе российского образования.
Основная задача работы определяется необходимостью оценить особенности новых MOOC-технологий, а также дать практические рекомендации по созданию курсов такого плана и их интеграции в текущий процесс образования, учитывая особенности преподавания естественных наук, а также особенности системы образования в России.
Объектом исследования выступают новые образовательные технологии, получившие название Massive Open On-line Course (MOOC) и характеризующиеся следующими особенностями:
- открытый бесплатный доступ;
- высокое качество лекций;
- сертификация слушателей.
В работе рассмотрены различные варианты создания контента для курсов такого типа, а также способы их использования в существующих естественнонаучных учебных программах российских вузов.
В первой части работы проводится обзор современных подходов к дистанционному образованию, кратко излагается история его развития и расширения возможностей по мере развития информационных технологий и каналов передачи информации. Итогом этого развития, на сегодняшний день, стало предоставление доступа к образовательному контенту ведущих мировых вузов с использованием онлайн-технологий, т.е. появление MOOC-платформ. Взрывной рост их посещаемости говорит о несомненном успехе проектов подобного типа.
Во второй части работы представлен обзор существующих MOOC-платформ, как в России, так и за рубежом. В работе приведены описание, история и принципы работы таких платформ как Coursera, edX, Udacity, Лекториум и Интуит.
В третьей части работы рассказывается о методах интеграции MOOC-технологий в области естественных наук. Приводится описание традиционных способов преподавания естественнонаучных дисциплин в вузах и возможности использования онлайновых курсов в организации получения образования в вузах. Далее рассматриваются критерии, по которым выбирается тот или иной курс для создания его онлайновой версии. Стоит отметить, что наиболее важным критерием является именно качество содержания и подачи материала, оно не должно уступать курсам ведущих мировых университетов. В противном случае курс не сможет привлечь к себе массовую аудиторию. Наполнение курса (формат видеоматериалов, наличие контрольных заданий, обратная связь со слушателями) зависит от имеющихся ресурсов (временных, материальных, финансовых и людских), а также поддержки этой инициативы со стороны администрации вуза. В работе рассмотрены несколько вариантов создания наполнения курсов, приведена оценка достоинств и недостатков того или иного варианта. Также приведен разбор возможных вариантов реализации платформы, на которой будут представлены массовые курсы, а также принципов пополнения курсов на платформе.
Основные выводы работы заключаются в следующем:
- Создание открытых онлайновых курсов, несомненно, является одной из главных тенденций современного высшего образования.
- Создание таких курсов положительно влияет на имидж вуза, делая его более привлекательным для абитуриентов.
- Наличие курсов такого типа может стать маркером качества образования в вузе.
- Создание курсов такого типа необходимо для подтверждения качества российского образования в области естественных наук и повышения его авторитета на международном рынке образования.
- Критическим фактором при подготовке курса является квалификация преподавателей – авторов курса.
- Курсы могут создаваться как на базе вуза, так и на базе независимой площадки, привлекающей к их созданию ведущих учёных.
- В зависимости от имеющихся ресурсов возможны несколько вариантов подготовки курсов, начиная от съёмки лекций, заканчивая подготовкой полноценного массового курса, включающего в себя контрольные задания и обратную связь с лектором.
- Эффективное использование онлайнового образования в программах вузов требует заметного пересмотра многих подходов как к процессу чтения курсов, так и к процессу оценки успеваемости студентов, что невозможно без активного участия администрации вузов в этом процессе.
- Войдите на сайт для отправки комментариев