Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация процесса бизнес-анализа в аутсорсинговой компании на примере организации «ТатАСУ»
Тахаув А.А.
выпускник группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Компания ООО «ТатАСУ» предоставляет услуги по автоматизации производственных процессов в различных отраслях промышленности: в нефтегазовой, химической, энергетической и других отраслях промышленности. Сотрудниками компании реализуются проекты, начиная от предварительного обследования, анализа бизнес-процессов до разработки, внедрения и заканчивая сопровождения конечных продуктов. Клиентами компании являются как небольшие организации, так и крупнейшие промышленные предприятия республики Татарстан. Основным продуктом производственной деятельности организации является разрабатываемое программное обеспечение на заказ, для обеспечения заказчиков инструментами направленным на то, чтобы модель бизнеса компании заказчика наполнялась с помощью ИТ реальным информационным содержанием и получала долгосрочные конкурентные преимущества.
Как известно, основным критерием успеха в бизнесе стали профессиональные управление, умение обеспечить эффективную работу персонала, правильное идентифицировать, проектировать, реализовывать и совершенствовать бизнес-процессы, эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность. В этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе интегрированные информационные системы становятся незаменимым инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития компаний и организаций. Поэтому так важно, чтобы заказчик был доволен реализованным программным продуктом.
Однако, компания ООО «ТатАСУ» столкнулась с проблемой управления разработкой программного обеспечения для решения задач постоянно меняющего бизнеса Заказчика. В очередном проекте Заказчик предъявляет свое недовольство к реализации продукта, сроки просрочены.
Процесс создания качественного программного продукта, состоящий из формализации требований, моделирования и разработки является достаточно сложной и трудоемкой деятельностью. Для практически любого начинания последствия неудачного старта бывает очень трудно возместить в дальнейшем. Определение требований к системе и анализ являются первым этапом создания ИС, на котором требования заказчика уточняются, согласуются, формализуются и документируются. Фактически на этом этапе дается ответ на вопрос: «Для чего предназначена и что должна делать информационная система». Именно от выполнения данного этапа зависит успех всего проекта. В мировой практике данную работу выполняют люди обладающие знаниями предметной области заказчика, информационных технологий и коммуникабельностью – бизнес аналитики. Поэтому для достижения удовлетворения заказчика реализуемым продуктом представляется целесообразным организовать эффективный процесс бизнес анализа. Таким образом, возникает задача поиска и описания важнейших характеристик процесса управления разработкой ПО, а также построения критериев для оценки эффективности этого процесса. Данная задача ложиться на плечи специалистов, выполняемых бизнес анализа.
Руководитель организации по разработке ПО должен понимать, что любая разрабатываемая ИС не существует сама по себе, а в конкретной конечной ИТ-архитектуре, которая регламентируется ИТ-стратегией, согласована с ней и зависит от бизнес-архитектуры. Последняя, в свою очередь, постоянно изменяется под влиянием рынка и целей бизнеса. Таким образом, разработчики системы всегда должны быть готовы к тому, что требования к разрабатываемой ИС будут постоянно меняться, и, следовательно, её создатели должны контролировать ситуацию.
Существует множество методологий по управлению разработкой ПО, однако, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Реальные проекты по разработке ПО на заказ показывают ряд проблем, сопутствующих разработке ПО. При разработке ПО часто срываются графики работ и наблюдается превышение установленного бюджета. Часто поставленный программный продукт не отвечает требованиям потребителя и его никогда не используют. Программные продукты часто просто плохо работают.
Существенным шагом к решению проблемы управления разработкой программного обеспечения для решения задач постоянно меняющего растущего бизнеса в ООО «ТатАСУ» было создание отдел анализа и проектирования ПО. Для работы в отделе были набраны высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями предметной области заказчика, информационных технологий и коммуникабельностью. Аналитик служит связующим звеном между заказчиком и командой разработки, является «переводчиком» языка заказчика на язык разработчиков.
Чтобы разрабатывать эффективное ПО в процессе разработки ПО на заказ должны активно участвовать группа аналитиков. А бизнес анализ, проводимый аналитиками, должен быть организован согласно выработанным рекомендациям:
- аналитик должен понимать все аспекты, описанные выше, не только владеть информацией об ожиданиях от разрабатываемой системы, но и осознавать её место в ИТ-архитектуре компании заказчика, тренды изменений это архитектуры и бизнес выгоды, которые принесут внедрение новой системы.
- иметь представление об управлении проектом разработки ПО, ведь рано или поздно любой долгосрочный проект, связанный с разработкой программного обеспечения, разрастается до необъятных размеров, становясь трудно управляемым и трудно прогнозируемым, что препятствует обеспечению эффективности выполнения проекта. Не заменяя менеджера проекта, а разумно дополняя его, бизнес аналитик должен знать и уметь применять в повседневной работе следующие правила: работа с заказчиком, определение области применения проекта, планирование, поддержка командного духа, искренность и уверенность в общении, использование плана качества работ по проекту, подготовка документации.
Насколько качественно организован бизнес-анализ в организации и хорошо устроено управление различными требованиями, зависит реализация проекта по разработки ПО на заказ и последующее удовлетворение заказчика. Качественное управление требованиями позволит быть готовым к изменчивости требований к ПО, фиксировать их, позволит понимать место ПО в ИТ-архитектуре компании заказчика, что непременно поможет повысить качество услуг ООО «ТатАСУ» и получить возможность привлечения заказчиком на другие контракты.
- Войдите на сайт для отправки комментариев