Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Создание проектного офиса в электротехнической компании
Нуряев Б.А.
Выпускник группы MBA CIO-56A
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Электротехнический рынок России исторически сверхконкурентен. Прежде всего, это связано: с широтой ассортимента потребляемой конечными потребителями продукции; с большим диапазоном цен на схожие продукты; с высокой технологичностью поставляемого оборудования; а также с большим количеством как иностранных, так и отечественных производителей. Впоследствии, это привело к желанию каждой компании увеличить свою мультибрендовость и мультипродуктовость, таким образом заняв свою нишу на рынке.
Основным двигателем развития отрасли является научно-технический прогресс. В последнее время, практически любые процессы в жизни, как компаний, так и обычных людей, все более автоматизируются. На смену обычным выключателям и розеткам приходят целые системы автоматизации жилища, примером которых может служить система «Умный дом». На производствах обычные рубильники меняют на промышленные контроллеры, устройства защитного отключения, всевозможные датчики освещенности, температуры, влажности. Проектируются и создаются электрические установки с автоматическими вводами резерва.
Все это способствует формированию огромного количества компаний, способных как просто реализовывать электротехническую продукцию, так и предоставлять полный комплекс услуг по проектированию, монтажу и обслуживанию электросетей.
Следовательно, на этом рынке необходимо иметь несколько ключевых факторов конкурентоспособности для эффективного ведения хозяйственной деятельности. Согласно теории Терри Хилла «выигрывающие заказ» (order-winners) критерии позволяют опережать конкурентов в борьбе, и чем их больше, тем более конкурентноспособной компанией будет являться рассматриваемая.
Одним, и не самым маловажным из этих критериев, является возможность быстро, качественно и в рамках бюджета выполнять проекты внутри компании.
В нашем исследовании мы описали теоретическую составляющую проектной деятельности, т.к. создание проектного офиса базируется, в том числе и на этих знаниях:
- Были рассмотрены такие понятия, как проект и проектные роли, в которые входят, в том числе такие определения, как: руководитель проекта, заказчик, спонсор, куратор проекта и т.д.
- Указано на то, что проект в организации может управляться тремя разными способами: как самостоятельный проект, в рамках программы или в рамках портфеля. Описаны все эти понятия.
- Приведено определение жизненного цикла проекта и из чего он состоит. Заострено внимание на том, что управление жизненным циклом проекта осуществляется за счет реализации ряда мероприятий, которые называются процессами управления проектом.
- Описаны процессы управления проектом как со стороны группировки по последовательности их выполнения, так и классифицированы по областям знаний.
- Заострено внимание на определении проектного офиса, приведены его цели, функции и роли.
- Изучены все четыре типа проектного офиса: корпоративный проектный офис, управляющий проектный офис, поддерживающий проектный офис и методологический проектный офис.
При решении задачи создания проектного офиса в электротехнической компании, в работе рассмотрен тот факт, что необходимо соблюдать три базовых принципа:
- Поддержка руководства организации.
Если генеральный директор не поддерживает создание проектного офиса хотя бы внешне, то высока вероятность того, что придется столкнуться с непреодолимыми препятствиями в процессе его внедрения, что неминуемо может привести к неудаче. - Поэтапное внедрение.
Вначале применяются только базовые основы, на которых вырабатываются привычки проектного управления, а также возникает добавочная ценность проектного офиса. Затем уже внедряются более глубокие, сложные и конкретные практики, документы и методики управления проектами. - Совместная разработка стандартов и практик.
Для этого нужно заручиться поддержкой союзников: руководителей либо сотрудников смежных подразделений, которых нужно убедить в пользе проектного управления лично для них. Важным является стремление к тому, чтобы во внедрении проектного офиса было задействовано как можно больше людей, даже если они будут затронуты опосредованно.
Этапы внедрения проектного офиса должны включать многие этапы, основные из которых приведены в исследовании:
- Аудит организации в плане проектного управления.
Необходимо узнать, на каком этапе проектного управления находится организация, какие методики, шаблоны и другие документы уже внедрены. - Проработка матрицы заинтересованных сторон.
Определение основных сторонников и противников внедрения проектного офиса. Если на ранних этапах не уделить этому должного внимания, то велика вероятность того, что придется столкнуться с непреодолимым сопротивлением руководителей или сотрудников других подразделений, что может привести к краху создания проектного офиса в целом. - Разработка документации.
Создание корпоративного стандарта по управлению проектами, шаблонов документов (устав, план-график, анализ рисков, приказ о старте проекта, приказ о завершении проекта, ежемесячный отчет, извлеченные уроки и другие). - Обучение.
Требуется провести массовое обучение руководителей и сотрудников тех отделов, которые будут вовлечены в проектную деятельность. - Проведение стартового собрания.
На этом собрании необходимо объявить всем заинтересованным сторонам о старте работы проектного офиса.
В работе указано, что одним из самых важных моментов в создании проектного офиса является разработка документации, которой будут пользоваться сотрудники компании в процессе своей проектной деятельности. Описаны основные виды документов.
Сделан вывод, что необходимо создать базу знаний проекта, в которой будет храниться информация по всем уже завершенным проектам, а так же будет происходить обсуждение проектов, находящихся в работе.
Для эффективного взаимодействия участников проектной команды между собой, необходимо выделить единое пространство для сбора и обсуждения проектных вопросов. Участники проекта должны иметь возможность уйти из своей рабочей обстановки, где они осуществляют свою ежедневную операционную деятельность. Это способствует взаимному общению и укреплению чувства общности команды проекта.
Также, одним из самых важных вопросов в проектной деятельности, которому нужно уделить пристальное внимание, является процесс обучения сотрудников.
В практической части работы подробно описан объект исследования – электротехническая компания:
- рассчитаны и объяснены основные финансовые показатели организации;
- описана организационная структура;
- с помощью PEST – анализа, дано описание внешнего окружения компании, что помогает нам понять те вызовы, с которыми она сталкивается.
В заключительной части практической части были сделаны следующие выводы:
- Принимая во внимание, что ИТ-проекты не являются ключевой деятельностью компании, было решено начинать с внедрения методологического проектного офиса в ИТ-дирекции.
- На основе решения выше, была разработана организационная структура нового подразделения компании.
- Выработано штатное расписание проектного офиса, для понимания того, какие сотрудники нам нужны.
- Для того чтобы проектная команда была результативна, выбрана система мотивации проектной деятельности.
- Для обоснования разумности внедрения проектного офиса в организации, было посчитано экономическое обоснование создания проектного офиса, оно составило чуть менее 13 месяцев.
- И, в конечном итоге, был разработан укрупненный план внедрения подразделения.
- Войдите на сайт для отправки комментариев