Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Подготовка к запуску федерального проекта единой унифицированной социальной карты учащегося РФ для автоматизации процессов учета, планирования и контроля в сфере образования



Мусин Е.Р.
выпускник группы ITM-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Аттестационная работа посвящена концептуальному проектированию интегрированной информационной системы единых унифицированных социальных карт учащихся РФ для автоматизации процессов учета, планирования и контроля в сфере образования.

Актуальность проектирования, разработки и внедрения интегрированной информационной системы единых унифицированных социальных карт учащихся РФ:

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна.

Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного федерального национального проекта «Образование».

При этом, для осуществления данной задачи, государству важно четко контролировать и максимально эффективно расходовать существующие ресурсы на образование, что возможно только при обладании полными, оперативными и достоверными данными о ситуации в сфере образования РФ. Но как добиться получения таких данных, и при этом не сосредотачивать на этой задаче огромное количество людских ресурсов и времени?

Ответ был найден уже давно и активно используется государственными органами – применение информационных технологий. Создаются как централизованные, так и территориально распределенные базы данных, специализированные информационные системы, защищенные сети передачи данных, налаживается информационное взаимодействие между органами исполнительной власти. Но, несмотря на то, что был проведен значительный объем работ и создана глобальная инфраструктура, на обработку данных по прежнему тратится значительное количество времени и остаются нерешенными следующие проблемы:

  • Отсутствуют механизмы для оперативного и удобного получения, ведения и анализа статистических данных учебных результатов (например, результаты всероссийских олимпиад, текущие результаты учебного процесса, вступительные экзамены в вуз и др.) всех учащихся РФ;
  • Отсутствуют механизмы комплексного учета средств, выделенных на социальную поддержку учащихся;
  • Отсутствуют механизмы комплексного учета состояния здоровья учащихся, за счет полного и оперативного отслеживания персонального уровня состояния здоровья каждого учащегося.

В качестве примера можно привести тот факт, что ежегодный статистический сборник «Россия в цифрах», содержащий краткую информацию по социально-экономическому положению России, в том числе и по уровню образования, публикуется только через 5 месяцев, а более подробный – практически через год. Но и спустя такое количество времени эти сборники могут содержать предварительные или непроверенные данные.

Объяснение данного факта заключается в следующем:

  • Различный уровень автоматизации органов власти в сфере образования;
  • Частое отсутствие единых форм отчетности;
  • Автоматизация исключительно контура обмена данными между государственными органами и отсутствие автоматизации каналов получения первичных данных, что ведет к ошибкам и неточностям, которые в свою очередь приводят к затягиванию сроков обработки данных.

Рассмотрим подробней последнюю причину. Каналами поступления первичных данных является взаимодействие органов власти в сфере образования с непосредственными учащимися РФ (школьники, студенты колледжей, техникумов и вузов РФ). И чтобы их автоматизировать, необходимо реализовать хранение и ввод первичных данных учащихся в электронном виде. Причем эти операции должны происходить оперативно и в защищенном режиме. Вот здесь и открывается необходимость создания для всех учащихся универсального инструмента, обеспечивающего хранение персональных данных и передачу их в информационные системы государственных органов по образованию. Таким инструментом может быть микропроцессорная смарт-карта, которая для целей взаимодействия государства и учащимися именуется единая унифицированная социальная карта учащегося РФ.

Единая унифицированная социальная карта учащегося является многофункциональной именной пластиковой картой, которая может выполнять функции персонального электронного идентификатора учащегося для подтверждения прав на получение мер социальной поддержки, получения стипендий, грантов и социальных дотаций и может предоставлять определенный набор функциональных сервисов для повышения качества образовательного процесса.

Учитывая международный и российский опыт, вопрос создания карт учащихся на базе смарт-технологий не новый. Но динамичное развитие рынка технологий смарт-карт и его активное внедрение в образовательную сферу до последнего времени не сопровождалось формированием необходимых стандартов и методического обеспечения, которые определяли бы единую научно-техническую политику государства в разработке и внедрении социальных карт учащихся.

Сложность взаимодействия и интеграции уже существующих в РФ региональных систем социальных карт учащихся (социальная карта учащегося г. Москва, карта школьника г. Самара, карта школьника г. Новосибирск) в единую федеральную технологическую среду обусловлены не только изначальной несовместимостью используемых программно-технических средств, но и отсутствием в данных системах единой системы классификации и кодирования.

Таким образом, для достижения полноценного эффекта от внедрения и использования социальных карт учащимися на территории РФ и обеспечения совместимости уже существующих региональных систем социальных карт учащихся, необходимо создать интегрированную информационную систему единых унифицированных социальных карт учащихся (далее Система) с применением единых стандартов, технологических процедур, технических и программных средств.

Основные цели внедрения Системы:

  • Повышение качества образовательного процесса за счет:
    – улучшения контроля за ходом образовательного процесса;
    – улучшения планирования и организации образовательного процесса;
    – повышения качества и оперативности информационного обеспечения органов контроля и управления образовательными процессами.
  • Повышение эффективности и качества оказания образовательных и социальных услуг учащимся;
  • Обеспечение руководства Министерства образования и науки РФ полной, достоверной, оперативной и детализированной информацией обо всех ключевых аспектах образовательного процесса;
  • Повышение эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств на образование;
  • Совершенствование планирования, организации, мотивации и контроля образовательного процесса в РФ.

Основные задачи проекта:

Достижение вышеперечисленных целей возможно за счет решения следующих задач:

  • Создание единой системы идентификации учащегося в комплексе информационных систем, решающих задачи поддержки информационного обеспечения процессов жизнедеятельности учащегося в образовательной и социальной жизни в РФ. Для этого необходимо:
    – обеспечение нормативно-правовой базы по созданию и внедрению Системы;
    – обеспечение ведения информации по всем учащимся и социальным картам учащихся в централизованных базах данных Министерства образования и науки РФ;
    – обеспечение выпуска, обращения и использования социальных карт учащихся РФ для всех учащихся школ, колледжей, техникумов и вузов РФ.
  • Обеспечение реализации основных функциональных сервисов, предоставляемых социальной картой учащегося.

Основные функциональные сервисы, которые могут быть предоставлены социальной картой учащегося:

  1. Электронный идентификатор учащегося (ФИО учащегося; фото; дата рождения; место учебы; контактная информация; витальная информация);
  2. Электронный пропуск в образовательное учреждение;
  3. Электронный кошелек для безналичной оплаты товаров и услуг на территории образовательного учреждения;
  4. Электронная медицинская карта для доступа к данным паспорта здоровья учащегося;
  5. Электронный читательский билет для школьных и муниципальных библиотек;
  6. Электронный проездной для льготного проезда учащихся в городском и пригородном транспорте;
  7. Электронный дневник и зачетка;
  8. Перечисление средств материальной поддержки, денежных льгот, дотаций и стипендий на карту.

Основные преимущества внедрения Системы:

  1. Каждый учащийся РФ получит максимально удобный инструмент для своей ежедневной образовательной и социальной деятельности и универсальный идентификатор личности, с записью на нем жизненно необходимой информации;
  2. Повысится уровень безопасности учащихся и сотрудников в образовательных учреждениях;
  3. Для органов государственной власти появится дополнительная возможность более полно и детализировано получать информацию об основных аспектах образовательных процессов, протекающих на территории РФ;
  4. Органы государственной власти смогут более тщательно отслеживать сроки использования всех приложений социальных карт учащихся, что позволит предотвратить ныне распространенное незаконное пользование различными льготами учащихся;
  5. Используя сервисы социальных карт учащегося, можно будет добиться существенного снижения коррупционного потенциала при поступлении в вузы.

Выводы:

В ходе проведенных исследований в аттестационной работе были достигнуты следующие концептуальные результаты:

  1. Обоснована актуальность внедрения интегрированной информационной системы единых унифицированных социальных карт учащихся для автоматизации процессов учета, планирования и контроля в сфере образования на всей территории РФ;
  2. Сформулированы основные цели внедрения Системы и задачи, которые необходимо решить для достижения данных целей;
  3. Представлены основные компоненты и предполагаемая архитектура Системы;
  4. Подробно рассмотрены основные этапы жизненного цикла социальной карты учащегося;
  5. Рассмотрены основные функциональные сервисы Системы с подробными иллюстрированными сценариями;
  6. Проведено исследование основных проблем (технические и социально-психологические), с которыми придется столкнуться при внедрении Системы;
  7. Произведена экспертная бальная оценка основных рисков проекта;
  8. Произведен расчет инвестиций на внедрение в образовательные учреждения РФ типового программно-аппаратного комплекса для работы с социальной картой учащегося;
  9. Рассмотрены ожидаемые результаты для всех участников проекта при внедрении Системы.

Материалы данной аттестационной работы могут быть использованы в качестве концепции (на этапе системного проектирования) для запуска федерального проекта единой унифицированной социальной карты учащегося РФ для автоматизации процессов учета, планирования и контроля в сфере образования.

Copyright © 2010 Мусин Е.Р.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, осень 2010
Рубрика: 
Электронное государство
Автор: 
Мусин Е.Р.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7.8 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009