Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка требований к системе оплаты электронных счетов на примере взаимодействия со страховой компанией



Рожкова О.Г.
выпускница группы ITM-08з
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


В настоящее время системы дистанционного банковского обслуживания (интернет-банк), являются одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся элементов банковской деятельности.

Сейчас такие системы активно предлагают клиенту широкий спектр услуг по выполнению безналичных платежей. Наиболее динамично эти системы развиваются в секторе розничного бизнеса банка, в котором основными клиентами выступают физические лица. Появление на рынке различных электронных магазинов и компаний, практикующих предварительный заказ и оплату товаров и услуг через интернет, предъявляет новые требования к банковским информационным системам.

Такой достаточно распространенный сервис, как оплата с помощью банковской карты в интернет-магазине, устраивает не всех клиентов, поскольку информация о банковской карте остается в информационной системе магазина, а это повышает риск несанкционированного доступа к счету банковской карты клиента.

С другой стороны, некоторые компании сталкиваются с проблемами получения и учета наличных денег от курьеров, которые развозят товар клиентам, купленный в интернет-магазине, и принимают оплату наличными. Кроме того, существуют проблемы хранения и обработки персональных данных клиентов, включающих, в том числе, информацию о банковских картах. Последние изменения в Законе «О персональных данных» ужесточают требования к таким компаниям, а выполнение этих требований требует значительных финансовых затрат.
Решением этих проблем может послужить возможность приема и оплаты электронных счетов через интернет-банк. Для клиентов безопасно получать и оплачивать электронные счета, при этом посредником между ним и внешней компанией выступает банк, на плечи которого возлагаются все операции по взаиморасчетам. Внешним компаниям удобно работать с безналичными платежами, поскольку это упорядочивает их внутренний финансовый учет.

Таким образом, вопросы разработки требований к системе оплаты электронных счетов, несомненно, являются актуальными.

Основной целью данной работы является разработка требований к системе оплаты электронных счетов на примере взаимодействия между информационными системами банка и страховой компании.

Задача разбивается на следующие этапы:
1. Выбор подхода к разработке требований.
2. Разработка и описание бизнес-процесса, реализующего взаимодействие между клиентом, банком и страховой компанией.
3. Анализ бизнес процесса:
3.1. Построение концептуальной модели системы.
3.2. Выявление основных функций системы.
3.3. Моделирование функций.
4. Разработка и спецификация требований к системе.

Для решения поставленной задачи были использованы методы выявления требований, моделирование бизнес-процесса и функций системы, комбинация структурного и объектно-ориентированного анализа.

В качестве объекта разработки используется крупный интернет-банк, функции которого расширяются за счет предоставления клиентам сервисов по оплате электронных счетов.

Можно выделить два основных подхода к разработке требований:

  • На основе международного стандарта SWEBOK (Software Engineering Body of Knowledge) – область знаний, связанная с программными требованиями
  • На основе отечественного стандарта ГОСТ 34.601-90 – Стадии создания автоматизированных систем.

Кроме того, в Альфа-Банке существует регламент разработки и управления требованиями, сочетающий в себе требования обоих вышеуказанных стандартов.

В результате, были определены следующие этапы разработки требований:

1. Этап определения требований.
2. Этап анализа и документирования требований.
3. Этап проверки требований.

На этапе определения требований были собраны первичные требования и разработан бизнес-процесс оплаты электронных счетов.

Бизнес процесс состоит из следующих шагов:

  • 1 Клиент на сайте страховой компании (далее СК) и заполняет online-заявку на покупку страхового полиса.
  • 2 СК проверяет параметры online-заявки.
  • 3 СК отправляет запрос на поиск и проверку данных клиента в Банк.
  • 4 Банк проверяет, действительно ли данное лицо является клиентом Банка и имеет права для возможности оплаты электронного счета. Банк возвращает результат проверки в СК.
  • 5 СК анализирует результат, в случае успешной проверки формирует запрос в Банк на создание электронного счета, в противном случае – информирует клиента, что электронный счет создать невозможно.
  • 6 Банк создает электронный счет с переданными параметрами и возвращает СК результат его создания. Если электронный счет создан успешно, СК отображает реквизиты электронного счета и предлагает клиенту подтвердить его оплату через интернет-банк.
  • 7 Клиент авторизуется в интернет-банке и просматривает параметры выставленного электронного счета. Далее возможны два альтернативных варианта продолжения бизнес процесса:
  • 7.1 Клиент отменяет электронный счет. Банк уведомляет СК об отмене. Завершение бизнес процесса.
  • 7.2 Клиент подтверждает электронный счет. Банк резервирует на банковском счете клиента требуемую сумму и уведомляет СК о подтверждении электронного счета.
  • 7.2.1 СК связывается с Клиентом для уточнения деталей. Далее возможны два альтернативных варианта продолжения бизнес процесса:
  • 7.2.1.1 СК отправляет запрос в Банк на отзыв электронного счета, если в результате уточнения деталей обнаружено, что стоимость полиса, означенная в заявке, или другие параметры некорректны. Завершение бизнес процесса.
  • 7.2.1.2 СК подготавливает комплект документов (печатает страховой полис и заявление Клиента) и связывается с Клиентом для их передачи.

• После передачи СК отправляет запрос в Банк на оплату электронного счета.
• Банк оплачивает электронный счет и уведомляет СК о результате оплаты.
• СК получает и обрабатывает уведомление. На этом процесс оплаты ЭС завершается.

На этапе анализа и документирования требований были выполнены следующие работы:

  • 1 На первом шаге произведен анализ полученного бизнес процесса:
  • 1.1 Построена концептуальная модель системы. На основе концептуальной модели определены интерфейсы между разрабатываемой системой в внешними по отношению к ней сущностями.
  • 1.2 Выявлены основные функции системы:
    – Поиск и проверка данных Клиента.
    – Создание электронного счета.
    – Предоставление списка электронных счетов.
    – Подтверждение электронного счета.
    – Отмена электронного счета.
    – Оплата электронного счета.
    – Отзыв электронного счета.
    – Формирование реестра оплаченных электронных счетов.
  • 1.3 Произведено моделирование функций системы и разработан жизненный цикл электронного счета.
  • 1.4 В завершении этапе анализа бизнес процесса были выявлены следующие классы объектов:
    – Электронный счет
    – Клиент
    – Платежный документ
    – Организация
    – Тип электронного счета
  • 1.5 На основе полученных моделей сформирован список требований. Выполнена группировка и ранжирование требований, декомпозиция сложных требований.
  • 2 На втором шаге выполнено документирование требований и разработка спецификации.

На этапе проверки требований полученные требования были проверены на соответствие критериям качества (корректность, однозначность, полнота, осуществимость, проверяемость, прослеживаемость, совместимость, модифицируемость).

Таким образом, цель работы достигнута, а ее результаты внедрены в промышленную эксплуатацию.

На основе требований, изложенных в рамках настоящей работы, в интернет-банке «Альфа-Клик» ОАО «Альфа-Банк» была разработана и внедрена система оплаты электронных счетов «Invoice Payment Service», способная принимать и оплачивать электронные счета от любой внешней компании. Внешней компанией, выставляющей счета на оплату, выступает компания ОАО «Альфа-Страхование».

Copyright © 2010 Рожкова О.Г.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, осень 2010
Рубрика: 
Электронный бизнес
Автор: 
Рожкова О.Г.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009