Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Организация процесса управления рисками



Азалецкий П.С.
выпускник группы ITM-08з
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Проекты, связанные с разработкой программного обеспечения, как правило, выполняются в окружении факторов высокой неопределенности, таких как: изменение требований со стороны заказчика, сложные технологии, нехватка квалифицированных ресурсов и т.д.

Как следствие, не многие проекты достигают целей полностью, так, по данным Gartner, только 70% проектов заказчик считает успешными.

Один из приемов, повышающих вероятность успеха в таких условиях – использование методов управления рисками. Традиционно под управлением рисками понимают процесс идентификации и анализа событий и ответа на них. При этом ставится цель максимизировать вероятность положительных событий и их последствия и минимизировать вероятность и последствия событий неблагоприятных. Впрочем, достаточно часто ограничиваются работой только с негативными событиями.

В данной работе рассматривается задача внедрения группы процессов управления рисками в сложившуюся практику управления проектами, а так же, приводится один из возможных подходов к решению подобных задач.

Текущий подход к управлению рисками сосредоточен на стадии инициации проекта и включает в себя процесс идентификации рисков. Далее, в процессе выполнения работ проекта риски не пересматриваются. Но, как уже отмечалось ранее, проекты по разработке программного обеспечения находятся под действием разного рода неопределенностей в течение всего времени их существования, а не только в начале. Отсутствие процессов управления рисками на этапе выполнения приводило к или не полному достижению целей проекта, или к перегревам ресурсов, участвующих в проекте. Необходимо дополнить процессы выполнения проекта группой процессов управления рисками. За основу взяты процессы, описанные в PM Book.

Подход внедрения данных процессов состоит из нескольких шагов:
1. Убедить окружение в необходимости внедрения процессов управления рисками
2. Разработка политики управления рисками
3. Разработка процессов управления рисками
4. Внедрение данных процессов в пилотном проекте
5. Передача управления процессами владельцу процессов

Первый пункт предложено решать следующим образом. В текущей практике управления проектами ведется проектная документация с момента его создания, включающая в себя устав проекта, план проекта и итераций, историю задач, возникшие проблемы, протоколы совещаний и другие атрибуты ведения проекта. Необходимо по завершению проекта проводить анализ тех проблем, которые происходили, после чего, классифицировать их по способу влияния на проект, по возможности избегания данной проблемы или возможные её решения заблаговременно.

Данное действие преследует цель показать, что многие проблемы это случившиеся риски и, как следствие, многих из них можно избежать. После осознания необходимости работы с рисками, необходимо выработать политику организации к данному вопросу. Данный документ должен содержать установленные руководством цели в области управления рисками, зависящие от того, на сколько, текущий бизнес компании является «венчурным».

Кроме того, политика управления рисками компании должна содержать рекомендуемые пути достижения целей в области управления рисками, например, минимизация финансовых рисков (часто используется в случаях, когда компания занимает ведущее положение в отрасли, имеет большой штат и т.д.) или минимизация «имиджевых» рисков (используется в «молодых» компаниях, только начинающих «раскручивать бренд»).

Третий и четвертый шаг в данной работе предлагается объединить в рамках пилотного проекта, целью которого является разработка процессов, шаблонов документов и регламента внедряемых процессов внутри компании, при участии всех заинтересованных сторон, а так же внедрение их в рамках пилотного проекта для проверки и внесения изменений.

На последнем шаге необходимо передать в непосредственное управление все разработанные и опробованные процессы непосредственно руководителю данных процессов.

Copyright © 2010 Азалецкий П.С.

К оглавлению >>

Группа: 
IT-менеджер, осень 2010
Рубрика: 
Управление проектами
Автор: 
Азалецкий П.С.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009