Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Модели взаимодействия ИТ-службы с бизнесом в крупном универсальном коммерческом банке

Курчаев В.Н.
Выпускник группы MBA CIO 43
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Цифровой переворот затронул большинство отраслей российской экономики, в том числе банковскую отрасль. Лидеры отрасли утверждают, что современный клиент уже находится в цифровом пространстве и банк в скором будущем будет конкурировать за клиента с крупными ИТ-компаниями, такими как: Google, Яндех, Amazon и им подобными. Финансовый бизнес стремительно становится онлайновым и финансовые услуги уже не являются монополией банка.  В связи с этим цифровая трансформация банковского бизнеса становится не просто конкурентным преимуществом, а залогом выживания каждого конкретного банка.

Целью аттестационной работы является разработка принципов формирования структуры ИТ-службы крупного коммерческого банка, отражающих предпринимательскую модель взаимодействия ИТ-службы с бизнесом в новых условиях.Объектом исследования является крупный универсальный коммерческий банк – АО «ЮниКредит Банк».Предметом исследования является существующая организационная структура ИТ-службы и действующая модель взаимодействия ИТ-службы с бизнесом Банка.

Для достижения поставленной цели был выбран один из алгоритмических методов – метод моделирования. Были выбраны двебазовые модели, наиболее соответствующие сложности задачи, проверенные временем и практикой бизнеса:

  • модель проектирования (дизайна) бизнес-моделей Александра Остервальдера и Ива Пинье, позволяющая проводить анализ, создавать новые и совершенствовать существующие бизнес-модели;
  • конфигурационный подход Г. Минцберга – В. Ананьина, который позволяет определить устойчивые бизнес-конфигурации (организационные структуры), а также эффективные модели и принципы взаимодействия ИТ-службы с бизнесом в новой бизнес-логике.
  • Учесть противоречивые требования к современной ИТ-службе также позволил принцип «двухскоростного ИТ»(BimodalIT), предложенный консультационной компанией «Gartner».

    В работе использованы аналитические статьи крупнейшей международной консалтинговой компании Accenture, посвящённыеновому опыту и изменяющемуся поведению клиентов банковской отрасли. Использованы идеи авторитетного члена банковского сообщества Бретт Кинга (совокупность идей, изложенных в книге «Банк 3.0»), идеи американского философа, социолога и футуролога ЭлвинаТоффлера, одного из авторов концепции постиндустриального общества, Майкла Портера и Джеймса Хаппелмана(актуальное представление об организационной структуре современной организации), Г.О. Грефа(мысль о том, что банки стали ИТ-предприятиями; компании конкурируют на уровне бизнес-моделей).

    В соответствии с методологией дизайна бизнес-моделей был проведён анализ внешнего и внутреннего окружения. Были выявлены следующие ключевые вызовы для банковского бизнеса:

  • смена поведения клиентов (новый опыт, «гиперподключение») – уход клиентов в цифровой мир;
  • «прорывные» ИТ-технологии (блокчейн, robo-advisors), заменяющие традиционные финансовые услуги;
  • конкурентная борьбас ИТ-компаниями, оказывающим финансовые услуги.
  • На настоящий момент ИТ-служба банка является поддерживающим подразделением, построенным по функциональному принципу (классическая модель предоставления ИТ-услуг бизнесу).В ИТ-службе доминируют механизмы координации: «Стандартизация выпуска» и «Стандартизация квалификации»; свойственной соответственно конфигурациям: «Механистическая бюрократия» и «Профессиональная бюрократия». Действующая модель управления ИТ-службой содержит ограничения и порождает следующие проблемы при взаимодействии с бизнесом:

  • низкая скорость внедрения изменений (большой круг согласований, нехватка ИТ-персонала);
  • высокая степень консерватизма бизнес-процессов;
  • высокая стандартизация предоставления услуг;
  • приоритет «процесса» над результатом;
  • низкая адаптивность к изменениям.
  • В практической части работы для устранения ограничений и противоречий были сформулированы требования и свойства современной ИТ-службы, принципы её организации и взаимодействия с бизнесом.

    В результате проведённого всестороннего анализа сформулированы актуальные требования к современной ИТ-службе:

  • Соответствовать революционным вызовам времени;
  •  Отвечать противоречивым требованиям внешней и внутренней среды.
  • Определены свойства современной ИТ-службы:

  • Адаптивность структуры и реакций;
  • Адаптивная скорость разработки новых продуктов и услуг (Двухскоростная ИТ);
  • Инновационность (ИТ-технологии на кончике пальцев);
  •  Высокая скорость разработки новых продуктов и услуг;
  •  Сохранение достигнутых компетенций;
  •  Конкурентоспособность с ИТ-компаниями.
  • Выработаны ключевые принципы организации ИТ-службы и взаимодействия с бизнесом:

  • ИТ-служба – драйвер развития и цифровой трансформации бизнеса;
  • ИТ-служба и бизнес - единая продуктовая команда;
  • Разделение ответственности между ИТ-службой и бизнесом за бизнес-результат;
  • ИТ-служба организована как ИТ-компания.
  • Используя основные элементы методологии дизайна новых бизнес моделей («Метод дизайна бизнес-модели»), проведя анализ сложившихся внешних и внутренних факторов, было сделано предположение, что наиболее эффективной стратегией модернизации ИТ-службы будет стратегия «Управление множественными бизнес-моделями». Результатом дизайна бизнес-моделей явилось разделение деятельности ИТ-службы на три вида деятельности по направлениям:

  • управление ИТ-инфраструктурой;
  • управление инновациями;
  • управление взаимоотношениями с клиентами.
  • Также в целях проектирования новой ИТ-службы выбраны два стиля: Разделения бизнес-моделей, Открытые бизнес-модели и Открытые инновации, позволяющие полностью реализовать новые идеи управления ИТ-службой и взаимодействия с бизнесом.

    Требования времени определяют новую роль современной ИТ-службы и необходимость создания новых, партнёрских отношений с основным бизнесом. ИТ-служба выходит на передний край бизнеса, становится драйвером бизнеса, формирующая прибыльи непосредственно участвующая в развитии бизнеса.

    Ключевыми параметрами организационных изменений должны стать:

  • изменение культуры производственных отношений в целом - бизнес и ИТ должны убрать организационные барьеры и стать единой продуктовой командой;
  • формирование нового подразделения «Проектный офис – ProjectOffice - BusinessIncubator» с сильной методологической командой для определения и внедрения передовых методов разработки программного обеспечения в целях увеличения скорости вывода новых продуктов и услуг на рынок;
  • формирование службы Управления опытом клиентов для обеспечения индивидуального подхода к клиенту.
  • В заключительной части работы были разработаны: новая организационная структура ИТ-службы, соответствующая новой бизнес-модели ИТ-службы, принципы организации и работы новых подразделений ИТ-службы, принципы взаимодействия ИТ с бизнесом.

    Базовыми принципами организации современной ИТ-службы крупного универсального коммерческого банка являются:

  • соответствие модели управления ИТ-службой законам бизнеса;
  • организациядеятельности ИТ-службы как ИТ-компании.
  • Предложенная новая организационная структура позволяет минимизировать комплекс противоречий и рисков, которые проявились в начале XXI века в связи с проникновением «подрывных» ИТ-технологий на территорию потребительских сегментов, традиционно в течение многих веков принадлежавших банковскому сектору.

    Областью применения результатов работы могут стать организационные структуры ИТ-служб крупных универсальных коммерческих банков РФ. Сроки применения положений работы ограничены ближайшими 5-10 годами, то есть периодом, в течение которого произойдёт цифровая трансформация в наиболее консервативных бизнес-отраслях, включая банковский сектор.

    Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.5 (2 голосов)
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009