Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Бережливая разработка программного продукта на примере виртуальной службы знакомств
Смирнов И.В.
выпускник группы MBA CIO-43
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В данной работе проанализирована деятельность компании, которая работает в сфере электронной коммерции и является виртуальной службой знакомств, т.е. предоставляет частным лицам услуги знакомств через Интернет. Компания является лидером на российском рынке виртуальных знакомств. Однако, так как российский рынок виртуальных знакомств стагнирует, а средний чек уменьшается, то компания стремится не только выжить как лидер на российском рынке, но и выйти на международный рынок. Для этого необходимо быстро, опережая конкурентов, удовлетворять потребности потребителей, экспериментировать и реализовывать новые способы знакомств.
В дипломной работе рассматривается уже зрелая компания с уже существующим продуктом. Стартапы остаются за рамками данной работы.
В настоящее время во многих отраслях хорошие результаты дает бережливый подход к организации деятельности компаний. Примером может служить сеть магазинов одежды Zara, которая способна воспроизвести модные модели одежды, обуви и продать их в любом своем магазине всего за две недели, в отличие от своих конкурентов, тратящих на эту деятельность в среднем по полгода.
На фоне стагнации рынка виртуальных знакомств база пользователей продуктов компании ЗАО «Мамба» количественно не растет. Ситуацию усугубляют новые конкурирующие мобильные приложения, которые в последнее время стали появляться чаще.Компании необходимо как-то удерживать свои лидирующие позиции на рынке. Для этого ей нужно занимать рыночные ниши новыми мобильными приложениями и развивать на международном рынке свои продукты. При этом, высокая скорость вывода на рынок продукта и его обновлений может оказаться ключевым конкурентным преимуществом. Этого можно достичь с помощью эффективного использования имеющихся в распоряжении компании технических и трудовых ресурсов, а также используя частую поставку обновлений и обратную связь от потребителей для совершенствования продуктов.
В первой главе дипломной работы кратко рассмотрена индустрия знакомств, размер и основные игроки рынка виртуальных знакомств России и, для сравнения, США. Рассмотрены тенденции на российском рынке виртуальных знакомств, продукты компании, новые нишевые конкурирующие продукты. Проанализированы бизнес-модель, текущие проблемы и возможная дальнейшая стратегия компании на рынке.
В 1990 году выходит книга Джеймса Вумека, Дэниела Джонса и Дэниела Руса «Машина, которая изменила мир», в которой приводятся доказательства того, что японские автомобильные компании существенно превосходят своих европейских конкурентов. При этом показатели японских производителей были выше в 2-10 раз. Данная книга положила начало настоящей революции в автомобильной промышлености. Именно в этой книге был введен термин «бережливое производство», суть которого «делать больше при помощи меньшего». Авторы книги описали производственную систему, которая была дешевле, быстрее и лучше, чем у конкурентов. Она требовала меньше места, меньше запасов, и меньше рабочего времени. В книге рассказывается о бережливом предприятии, включающем маркетинг, разработку и производство продукции.
Чтобы превратить компанию в бережливое предприятие нужно преобразовать производство и изменить подход к разработке продукции в соответствии с «философией бережливости». После десятилетнего сосредоточения усилий компаний на бережливом производстве обнаружилось, что потери в производстве можно сокращать до определенного предела, после чего разработка продукции становится узким местом. Однако, значительного снижения затрат можно также добиться не только в производстве, но и на стадии проектирования продукции. В настоящее время этот факт стал очередным рубежом конкурентной борьбы компаний.
В 2003 году Мэри и Том Поппендик в своей книге «LeanSoftwareDevelopment: AnAgileToolkit» адаптируют бережливую разработку и производство продукции к индустрии программного обеспечения. Авторы выявили виды потерь и сопоставили их с классическими видами потерь «бережливой философии», сформулировали принципы бережливой разработки программного обеспечения. Их работа помогла понять в чем заключается ценность программного обеспечения для потребителя и увидеть поток создания этой ценности для дальнейшего повышения его эффективности.
Вторая глава представлена теоретической частью, в которой рассмотрена история возникновения и причины популярности бережливой разработки продукции, а также ее принципы. Рассмотрена гибкая разработка программного обеспечения, ее идеи и принципы. Затем – возникновение бережливой разработки программного обеспечения, виды потерь и некоторые их причины, принципы и инструменты. И в заключении главы – сравнение гибкой и бережливой разработки программного обеспечения.
Деятельность по созданию любого продукта состоит из следующих этапов:
1.Сбор и анализ требований
2.Проектирование
3.Разработка
4.Тестирование
5.Функционирование
Эти этапы составляют поток создания ценности, который в свою очередь обладает показателями эффективности и скоростью создания продукта.
Эффективность потока = Время обработки / Время производственного цикла
·Время производственного цикла (ВПЦ) – время прохождения проекта по всему потоку создания ценности;
·Время обработки (ВО) – общее время выполнения работ без учета нахождения в очередях ожидания.
В третьей главе рассмотрена организационная структура компании, а также специализации по отделам.
Самое интересное – анализ и результаты его проведения - представлены в четвертой главе. Здесь описаны бесплатные и платные виртуальные услуги компании, жизненный цикл разработки в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010.
Для определения текущего состояния деятельности по разработке программного обеспечения в компании была проанализирована реализация проекта виртуальной услуги «Фотолинейка». Общий срок реализации проекта, рассчитанный при проектировании, составил 176 рабочих часов. Но из-за переключения разработчиков на более приоритетные задачи и в результате возникающих блокировок задач проекта «Фотолинейка», а также дефектов и несоответствий требованиям, которые были выявлены на этапе тестирования, срок реализации проекта без учета простоев в очередях подразделений растянулся до 322 рабочих часов, а с учетом простоев в очередях 722 рабочих часа. Текущая эффективность потока составила:
Текущая эффективность потока = 322 часа / 722 часа = 44%
Факторами потери эффективности стали:
Главным шагом к бережливой разработке является переход от выталкивающей системы разработки, основанной на неограниченном объеме выполняемой работы и частом пересмотре приоритетов задач в очередях каждого подразделения, к вытягивающей системе разработки.Вытягивающая система разработки – это такая система разработки, в которой объем работы, находящейся в производстве, определенным образом ограничен. Объем работы и производительность компании в такой системе согласованы.Переход к вытягивающей системе поможет выявить и значительно сократить большинство потерь. Также необходимо регулярно предотвращать появлениеследующих видов потерь:
И следовать принципам бережливой разработки программного обеспечения:
1.Ликвидировать потери;
2.Встраивать качество;
3.Создавать знание;
4.Откладывать необратимые решения;
5.Доставлять быстро;
6.Уважать людей;
7.Оптимизировать целое.
Для оптимизации разработки программного обеспечения на нее необходимо смотреть как на систему процессов, т.е. как на совокупность взаимосвязанных взаимозависимых процессов, взаимодействующих и целенаправленно преобразующих исходные данные в некий результат. Жизненный цикл виртуальных услуг и товаров является цепочкой процессов, в которой каждый последующий процесс использует результаты деятельности предыдущего.
В силу различных обстоятельств у всех процессов в потоке создания ценности разные производительности. Самый медленный процесс будет тормозить весь поток создания ценности. Такой процесс является ограничением всего потока создания ценности. Мы можем улучшить поток, если улучшим ограничивающий процесс и подчиним ему все остальные процессы.
Кроме внедрения способа согласования взаимодействия процессов в потоке создания ценности необходимо обеспечить одинаковую трудоемкость задач, т.е. на этапе проектирования делать декомпозицию работ на одинаковые по трудоемкости задачи.
Основным источником потерь в разработке программного обеспечения являются запасы в виде частично выполненной работы (незавершенного программного кода). Данный вид потерь является причиной большинства остальных видов потерь.
Также в четвертой главе проанализирована производительность компании, ее узкие места. На основе полученных данных разработано будущее состояние карты потока создания ценности. А в завершении четвертой главы выявлены причины всех 7 видов потерь и составлен их рейтинг.
По результатам анализа текущей ситуации в компании был составлен рейтинг причин возникновения потерь и к каждой причине был подобран инструмент ее устранения.
Таблица 1
Причины потерь и инструменты их устранения
№ |
Причина |
Инструменты ее устранения |
1 |
Ожидание действий других участников проекта |
Командная работа Ограничение объема выполняемой работы Постоянный объем работы Визуальное управление |
2 |
Чрезмерная загруженность исполнителя |
Командная работа Ограничение объема выполняемой работы Постоянный объем работы |
3 |
Переключение на более приоритетные задачи |
Ограничение объема выполняемой работы Постоянный объем работы Измерения |
4 |
Нехватка информации по проекту |
Командная работа Wiki Автоматически генерируемая документация |
5 |
Участие исполнителей одновременно в нескольких проектах |
Ограничение объема выполняемой работы Постоянный объем работы |
Все они могут быть сведены к одной единой причине потерь – перегруженности исполнителей работой, т.е. объем выполняемой работы превышает пропускную способность компании. Переход к вытягивающей системе разработки поможет избавиться от этой причины потерь.
В разделе «обобщение» подобраны инструменты для устранения потерь и даны рекомендации по совершенствованию деятельности компании по разработке программного обеспечения.
На основе рейтинга причин потерь были выявлены задачи по улучшению деятельности компании. В результате выполнения этих задач ожидается повышение эффективности потока и уменьшение времени реализации проекта. Расчетная будущая эффективность:
Будущая эффективность потока = 320,25 часа / 385,25 часа = 83%
Таблица 2
Первые шаги по реорганизации системы процессов компании
№ |
Задача |
Инструмент |
1 |
Обеспечить частые поставки функциональности продукта (несколько раз в день) |
Непрерывное развертывание |
2 |
Уменьшить долю ручного тестирования за счет его автоматизации |
Разработка через тестирование, приемочные тесты |
3 |
Обеспечить единые архитектурные решения |
Концептуальное единство, экспертиза программного кода |
4 |
Повысить читаемость и восприятие программного кода |
Стандарты кодирования, рефакторинг |
5 |
Оперативно реагировать на возникающие проблемы |
Визуальное управление |
6 |
Сохранять знания и обеспечить их общедоступность |
Автоматически генерируемая документация |
7 |
Исключить перегруженность разработчиков и тестировщиков работой |
Измерения производительности |
8 |
Исключить частое переключение между задачами |
Постоянный объем работы |
В современном мире высокая скорость вывода на рынок продукта и его обновлений является ключевым конкурентным преимуществом. Высокой скорости можно достичь с помощью эффективного использования имеющихся в распоряжении компании технических и трудовых ресурсов, а также используя частую поставку обновлений и обратную связь от потребителей для совершенствования продуктов. Принципы и методы бережливой разработки программного обеспечения способствуют достижению этих целей.
- Войдите на сайт для отправки комментариев