Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
ИТ стратегия в крупной компании
Блинов В.М.
выпускник группы МВА CIO-32А
Школы IT менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Одним из основных условий успеха в бизнесе – необходимость своевременного принятия обоснованных управленческих решений. Принятие оперативных и стратегических управленческих решений должно базироваться на фактах и достоверных прогнозах. В условиях, когда деятельность компании является глубоко диверсифицированной, масштабной и многопрофильной, получение необходимой информации в нужное время становится невозможным без современных средств и методов информационных технологий.
В связи с динамическим развитием компании руководство ставит перед ИТ службой все новые и новые задачи решать которые без ИТ стратегии становится сложно, а в будущем и невозможно. Разработать ИТ-стратегию - значит задать функциональную стратегию компании, некий механизм, в котором указаны пути достижения бизнес-целей посредством информационных технологий. ИТ-стратегия дает основу для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. Реализация ИТ-стратегии - один из ключевых факторов успеха, так как именно информационные технологии являются основным связующим звеном современной компании. Ошибки в проектировании ИТ-стратегии или выборе решений по ее реализации зачастую тормозят развитие бизнеса.
Существуют различные подходы к разработке ИТ-стратегий, но необходимо выбрать не самый лучший с точки зрения теории, а максимально подходящий для компании. Важно, чтобы хватило ресурсов не только на разработку, но и на поддержку ИТ-стратегии.
Цель работы: описать процесс разработки ИТ-стратегии и составить примерный план по ее разработке в крупной компании.
Задачи рассматриваемые в работе:
- Рассмотреть теоретические подходы к разработке стратегий, известные и принятые в мировой практике.
- Определить и описать этапы разработки и основные элементы ИТ стратегии.
- Составить примерный план по разработке ИТ стратегии для исследуемой компании.
В качестве объекта исследования взята крупная российская компания (группа компаний), основанная в 1999 году. На сегодняшний день объединяет более 200 компаний, работающих в различных отраслях экономики и различных направлениях бизнеса, общая численность сотрудников превышает 47 тысяч человек.
Основа бизнеса группы компаний - девелопмент и управление коммерческой недвижимостью, при этом приоритетным направлением является торговая недвижимость. На сегодняшний день открыто 28 торгово-развлекательных центров и 7 бизнес-центров, в стадии строительства находятся 11 торгово-развлекательных и 1 бизнес-центр; 10 ТРЦ проектируются. В инвестиционном портфеле группы также ряд проектов гостиничной и санаторно-курортной недвижимости, логистические и складские объекты, банк, энергохолдинг, собственные розничных торговых сетей, сеть кинотеатров. Динамичное развитие девелоперских проектов базируется на прочном фундаменте собственного производства, снабжения и других структур, обеспечивающих сопровождение проектов на всех этапах
Предметом исследования является различные виды деятельности компании и процесс разработки IT-стратегии.
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития компании, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям
Формулирование стратегии включает несколько групп ключевых решений. Существует несколько моделей формулирования стратегии. Отличаясь в деталях и количестве шагов, которые необходимо осуществить при стратегическом планировании, все они соглашаются с тем, что методология стратегического менеджмента представляет собой две взаимодополняющих подсистемы:
- Запланированная стратегия это управление стратегическими возможностями, которые включают анализ и выбор стратегической позиции,
- Реализуемая стратегия это оперативное управление проблемами в реальности, которое позволяет быстро реагировать на возникающие изменения во внешней среде и внутренние процессы, происходящие в компании
В аттестационной работе рассмотрены различные эталонные стратегии:
- Типология стратегий по Портеру
- Типология стратегий по Томпсону и Стрикленду
- Стратегии развития бизнеса по Котлеру
Существуют различные методы и подходы к разработке ИТ стратегии зависящие от: объема и области деятельности компании, особенностей корпоративной культуры организации, уровня зрелости ИТ персонала.
В настоящее время при наличии широких возможностей для диверсификации действуют многоуровневые корпорации, которые одновременно осуществляют несколько видов деятельности на многих рынках и действующие во многих отраслях и странах, поэтому при разработке стратегии необходимо определить уровень компании, для которого она разрабатывается. Для крупных многоуровневых корпораций существуют три уровня стратегии: корпоративная стратегия, бизнес-стратегия и функциональная стратегия
ИТ-стратегия является составной частью корпоративной стратегии наряду с коммерческой, логистической, маркетинговой и производственной стратегиями. Ее отличие от остальных состоит в том, что она является в большей степени следствием формирования требований бизнеса, представлением о путях их реализации с точки зрения управленческой и информационной поддержки. [2, С. 335].
Поскольку деятельность компании является многопрофильной и информационно емкой, необходимо разработать рациональную, реалистичную и эффективную стратегию развития информационных технологий на период 2-3 года с тем, чтобы целевые автоматизированные решения должным образом поддерживали достижение стратегических ориентиров компании.
Основой обсуждения и разработки стратеги ИТ является бизнес-стратегия независимо от того, существует ли она в явно сформулированной форме или нет [2, С. 335].
Если в организации отсутствует четко сформулированная бизнес-стратегия или она сформулирована не внятно для разработки ИТ-стратегии, то необходимо "извлечь" информацию нескольких различных источников, отражающих стратегические намерения организации с точки зрения бизнеса.
Элементы Стратегии ИТ
- Требования бизнеса к ИТ. Перечень бизнес-требований, критических для реализации в информационных системах. Виды информации и набор функциональных возможностей, предоставляемых информационными системами
- Инфраструктура ИТ. Необходимое вычислительное оборудование. Сетевая, телекоммуникационная и программная инфраструктура. Информационная безопасность и непрерывность данных
- Архитектура приложений и данных. Требования к информационным системам и данным. Существующая и целевая структура информационных систем и данных, принципы интеграции
- Организация управления проектами. Организационные и методологические принципы управления проектами ИТ. Стандарты управления проектами: развитие навыков и привлечение экспертизы
- Портфель целевых проектов ИТ. Планирование инвестиций в ИТ. Паспорта проектов ИТ. Балансировка портфеля ИТ. Оценка бюджетов проектов ИТ
- Организация ИТ. Организация службы ИТ в компании. Распределение ответственности в проектах ИТ и операциях ИТ. Процесс принятия решений по исполнению проектов / выбору подрядчиков. Модель оказания услуг ИТ и принципы сорсинга.
Стратегия ИТ может иметь различную степень детализации по различным элементам
Стратегия ИТ начинается с анализа бизнеса
Для разработки Стратегии ИТ на первом шаге необходимо построить высокоуровневую Бизнес-архитектуру и выполнить анализ бизнеса, оценить текущее состояние ИТ, определить направления и приоритеты развития ИТ. На втором шаге, находясь в контексте направлений и приоритетов развития, следует разработать высокоуровневую целевую архитектуру ИТ, определить роль ИТ и основные элементы целевой системы управления ИТ, предложить оптимальные и согласованные между собой стратегические инициативы по достижению целевого состояния. На третьем шаге нужно определить целевые проекты и сроки их старта, сформировать портфель проектов ИТ и наилучший сценарий его реализации.
Стратегия ИТ может быть формализована в виде документа, разделы и степень детализации которого зависят от специфики задач, решаемых в компании с помощью механизма стратегического управления.
Для разработки ИТ стратегии возможно привлечение внешних специалистов (консультантов), и в некоторых случаях существует возможность добиться значительно лучшего результата по сравнению с использованием только собственных сил. В своей работе я рассмотрел некоторые роли и виды работ, которые можно возложить на внешних консультантов.
Примеры участия консультанта в формировании ИТ-стратегии
- Полностью разрабатывает ИТ-стратегию либо отдельные части: проводит анализ текущей ситуации, прорабатывает отдельные направления развития ИТ, проекты и др.
- Генерирует идеи развития ИТ, формирует и защищает концепции развития, выполняет отдельные работы в рамках создания ИТ-стратегии, требующие специфических знаний и навыков.
- Осуществляет «постановку» стратегического процесса в организации, распределяет между менеджерами роли в нем, составляет инструкции и регламенты.
- Осуществляет «реорганизацию» стратегического процесса в организации с целью повышения его эффективности
- Консультант обучает ИТ-менеджеров компании общим принципам стратегического процесса, частным методикам и др.
Был проведен анализ ит службы
Особое внимание было уделено организации службы ИТ в компании, были рассмотрены различные варианты объединения и централизации.
Результатом работы стал примерный план по разработке ИТ стратегии для исследуемой компании.
Важным считаю то, что на основе проделанной работы руководством компании было принято кардинальное политическое решение о реорганизации ИТ-служб, ИТ отделов и подразделений на уровне группы компаний. Будет создано ИТ-Правление отвечающее за разработку и реализацию ИТ-Стратегии как на уровне группы компаний, так и на уровне бизнес направлений. Будут созданы ИТ комитеты отвечающие ИТ в бизнес направлениях группы компаний и функциональные ИТ стратегии. Будет создана центральная ИТ служба которая будет координировать деятельность всех ИТ служб бизнес единиц, и заниматься обеспечением центрального аппарата и часть ранее децентрализованных сервисов и систем
- Войдите на сайт для отправки комментариев