Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Организация Департамента информационных технологий в географически распределенной компании микрофинансового сектора на основе лучших мировых практик

Трегубов В.Г.
выпускник группы МВА CIO-32В
Школы IT менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

  1. Развитие информационных технологий, несомненно, требует эффективного менеджмента в области ИТ. Качественное управление аппаратно-программными и человеческими ресурсами на сегодняшний день является ключевым фактором успешного использования информационных технологий. Качество решения данной задачи лежит на лице, которое занимается развитием информационных систем на предприятии. Важность понимания роли ИТ в бизнес-процессах предприятия, уровень совместной интеграции ИТ и бизнеса, степень и скорость адаптации ИТ-систем к требованиям бизнеса, уровень  и глубина взаимодействия с бизнесом – все эти факторы обеспечивают конкурентоспособность, движение денежной наличности, рентабельности, соответствие правовым нормам и имидж организации. Реализация данных задач, в современных условиях, возлагается собственником предприятия на Департамент информационных технологий.
  2. Любой российский банк или любая другая финансовая структура генерирует огромный объем данных. Ежегодный прирост данных в базах может составлять терабайты, в зависимости от размеров финансовой организации. Такие объемы требуют соответствующих подходов к поддержке и обработке. Важная специфика финансовых организаций это сильная зависимость от ИТ. Сбои работы информационных систем могут очень серьезно отразиться на деятельности организаций финансового сектора. Может снизиться скорость работы и уровень обслуживания клиентов, Может произойти уменьшение клиентской базы и/или подрыв репутации и имиджа организации в случае потери целостности и конфиденциальности данных. Именно поэтому финансовый и банковский сектор заинтересован в высоконадежных и отказоустойчивых ИТ решениях. Однозначно, можно определить основные задачи для внедрения ИТ в финансовом сегменте. В первую очередь это сокращение и контроль рисков, снижение расходов и увеличение доходов, улучшение обслуживания клиентов и повышение их лояльности, соблюдение требований государственных и других регулирующих органов или акционеров.
  3. После выхода Федерального закона № 151 от 02 июля 2010 г. "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в Российской федерации была фактически узаконена деятельность микрофинансовых организаций, что способствовало их бурному росту на рынке финансовых услуг. Согласно данного закона, статус МФО позволяет вести следующую деятельность.
  4. Любая компания, особенно в сфере кредитно-банковской деятельности нуждается в том, чтобы используемые ей информационные технологии работали точно и качественно. Любой сотрудник ИТ-департамента, является составной частью сложного корпоративного механизма. Именно поэтому, ключевой задачей любого ИТ-руководителя, в зависимости от объема и назначения, расставить все таким образом, чтобы они заработали как единое целое. Создание Департамента  информационных технологий компании всегда начинается с двух ключевых факторов: определением, что является основными потребностями бизнеса в информационных технологиях и что именно понимают акционеры  и инвесторы компании под простым тезисом «чтобы все работало отлично»?
  5. Важнейшим фактором является определение деятельности ИТ департамента в соответствии с действующими стандартами  ITIL\ITSM, COBIT, ISO 20000, FITS и пр. В библиотеке ITIL собраны практически все нормативы, практики и стандарты организации работы ИТ- департамента. Также как и в других аналогичных стандартах и рекомендациях. В первую очередь необходимо четко разделять ИТ-задачи на проектные и процессные, для решения которых требуются разные подходы в управлении. Для организации процессной деятельности, в том числе Service Desk, наиболее удобно использовать ITIL и CobiT, что позволяет осуществлять управление целями на основе KPI. При этом, между этими двумя стандартами есть важные различия, которые заключаются в принципах организации работы ДИТ.
  6. При определении кадрового состава департамента информационных технологий, как правило, к сотрудникам применяются наиболее распространённые  и важные требования:

- сотрудник должен демонстрировать желание работать и что, немаловажно, учиться. Он должен показывать готовность брать на себя ответственность за результат и ставить интересы компании выше личных. Сотрудник должен иметь высшее образование,  дополнительное образование  в области профессиональной деятельности, уметь решать сложные задачи и всегда стремиться к саморазвитию.
- сотрудник должен демонстрировать эффективность и результативность, а также соответствие личностных характеристик человека выполняемым функциям. Очень часто на практике важными качествами сотрудника оказываются его психологическая совместимость с коллегами по работе и умение работать в команде.

  1. ISO 20000 является международный стандартом для управления и обслуживания IТ сервисов. Этот стандарт был создан в 2005 году и заменил более ранний стандарт ISO 15000, который был создан Британским институтом стандартов. Стандарт ISO/IEC 20000 содержит две части.
  2. Framework for ICT Technical Support (он же FITS) был разработан в начале 2000-х годов в Великобритании Британским агентством по технологиям и коммуникациям в сфере образования (BECTA, British Educational Communications and Technology Agency, BECTA). FITS – является открытым подходом, основанным на библиотеке ITIL второй версии и первоначально проектировался для образовательных учреждений (в первую очередь потому, что ИТ-отделы в них, обычно, небольшие).
  3. CobiT – процессно-ориентированный стандарт, ориентированный в большей степени на управлении и аудите процессов ИТ, чем на управление/аудит конкретных функций или приложений. CobiT состоит из 32 процессов управления/высокоуровневых объектов контроля, которые описывают практически все параметры в применяемых информационных системах и технологиях, а также учитывают жизненный цикл и уникальные задачи решаемые ИТ. В фундамент стандарта CobiT заложен ключевой базис о том, что для предоставления информации, необходимой организации для достижения ее целей, ресурсы ИТ должны управляться набором естественно сгруппированных процессов.
  4. Библиотека ITIL существует уже более 20 лет и за это время в свет было выпущено три редакции. Первоначально ITIL была сфокусирована преимущественно на технических проблемах и развивалась вокруг практического применения информационных технологий. В процессе развития, в рамках совершенствования методики ITIL стали формироваться процессы  и более широкое описание их возможностей и способов интеграции. Третья версия библиотеки ITIL построена вокруг жизненного цикла ИТ-услуг и в значительно большей степени затрагивает интересы бизнеса. Новая версия библиотеки является обновлением и устранением ошибок и несоответствий, которые были в ITIL v2.
  5. Основной проблемой является то, что ИТ-среда находится в состоянии постоянного изменения. Особенно это актуально для периода стартапа, когда со стороны других департаментов происходят постоянные изменения в бизнес-процессах и происходят соответствующие изменения в работе ИТ-продуктов. Поэтому проведение  и изменение таких процессов в ручном режиме очень трудозатратно и выполняются почти всегда в ручном режиме. Для этого необходимо использовать базовые критерии, которые позволяют компании иметь ДИТ, функционирующий на базе библиотек ITIL и стандарта CobiT, как наиболее распространённых и наиболее емко охватывающих все сферы деятельности ДИТ.
  6. Для формирования ИТ-стратегии компании необходимо выделить три этапа:

1. Анализ текущего состояния ИТ. Исходя из того, что проект создания микрофинансовой организации является стартапом, можно считать, что на первоначальном этапе ИТ отсуствует.
2. Проектирование требуемого состояния ИТ. Учитывая, что бизнес-стратегия определена инвестором лишь на ближайшие 6 месяцев, исходными параметрами является автоматизация процессов для полноценной деятельности компании с учетом перспективных внедрений, которые могут быть в ближайшие 3 года. К таким разработкам можно отнести интеграция ERP системы предприятия с платежными  и банковскими системами и увеличение роста производительности инфраструктурных систем с увеличением охвата регионов РФ бизнеса.
3. План создания требуемого состояния ИТ.
13.       В рамках компании на первом этапе планируется достаточно простая инфраструктура, включающая в основном, пользовательские рабочие места и печатные средства, независимо  от места нахождения. Это обуславливается тем, что практически все бизнес-услуги предоставляются через облачные технологии с централизованной структурой размещения серверов.
14.       ИТ Комитет является определенным ключевым связующим звеном между бизнесом и ИТ, позволяя достаточно оперативно фиксировать изменения бизнес-процессов и, соответственно, вносить корректировки в работу ИТ-систем.  Кроме этого, позволяет сделать работу ИТ-департамента максимально прозрачной, так как все ключевые изменения обсуждаются, принимаются, приоритезируются и фиксируются коллегиально представителями всех департаментов. Это позволяет исключить фактор обращения к сотрудникам  ИТ-департамента напрямую, и загрузки ресурсов ИТ в ущерб другим, зафиксированным и скорее всего, наиболее важным задачам. При этом, инициация события производится либо непосредственно на регулярном собрании ИТ Комитета, либо доводится через Службу технической поддержки ИТ стандартными способами, которая передает событие Директору по ИТ для рассмотрения на ИТ Комитете. Разумеется, такая практика требует высокой культуры от сотрудников компании, однако изначально определенные «правила игры» позволяют минимизировать негативный фактор влияния на ИТ-департамент.

15. Наверно далеко не каждому ИТ-менеджеру выпадает возможность организации ИТ-департамента на этапе стартапа, фактически с нуля. Тем интереснее такой проект в области микрофинансовой деятельности. Компании по микрофинансированию являются достаточно молодым видом бизнеса и сейчас переживают бурный рост. При этом, на ИТ рынке на сегодняшний день нет комплексных решений для автоматизации этой сферы бизнеса и процесс определения информационных систем становится не тривиальной задачей. При этом, очевидно, что микрофинансовые компании можно пока отнести к сфере малого и среднего бизнеса. Время выхода на федеральный уровень завист лишь от благосостояния граждан нашей страны.

Рубрика: 
IT-служба предприятия
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009