Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Автоматизация отгрузки готовой продукции на предприятиях нерудной отрасли

Левин М.А.
выпускник группы MBA CIO-32А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

 

Отгрузка готовой продукции на предприятиях нерудной отрасли ведется либо авто либо жд транспортом. И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы и каждый из способов подходит определённым предприятиям. Если небольшой карьер находится недалеко от большого города, то всю его продукцию легко вывезут машинами, если же карьер большой, а больших городов поблизости нет, то скорее всего продукции мы производим гораздо больше чем нужно ближайшему городу и вести продукцию нужно уже дальше 300-400 км в этом случае гораздо выгоднее и быстрее вывозить продукцию жд транспортом. Бывают редкие случаи когда карьер очень большой и вокруг него много хороших дорог и крупных городов, в этом случае не смотря на большой объём производства около 50% отгрузки приходится на автоотгрузку. В сезон в день приезжают 800-1000 машин для отгрузки готовой продукции на сумму 20-30 млн.руб. Такое большое количество машин ведет к очередям и зачастую к полной потере контроля за процессом отгрузки. Отсутствие контроля в свою очередь ведет к довольно серьезным хищениям. К хищениям продукции часто приводят халатность сотрудников, допускающих ошибки при взвешивании. Иногда к хищениям готовой продукции ведет сговор 3-6 сотрудников работающих в компании, в том числе и сотрудников охраны. Также зафиксированы случаи использования поддельных талонов на отгрузку.

Второй важной проблемой отгрузки готовой продукции являются большие очереди, возникающие в сезон из-за большого спроса на продукцию и задержек при оформлении документов и отгрузке продукции.

Третьей важной проблемой является отсутствие возможности вести он-лайн контроль задолженности контрагентов, это связано с тем что фактически вся информация по оплатам ведется в одной системе, а информация об отгрузках в течении дня в другой и синхронизируются эти системы только 1 раз в день. С учетом того что отгрузка в долг запрещена, компания регулярно теряет часть клиентов, т.к. иногда продукция клиентам нужна очень срочно и они готовы платить любые деньги, а мы заносим информацию об оплате только спустя сутки.

Существующие проблемы

1) Запрет незапланированной отгрузки из-за невозможности в режиме он-лайн видеть остаток средств контрагента, ответственный менеджер обязательно должен создать заявку на отгрузку. Это создаёт проблемы как клиентам так и менеджерам, часто бывают случаи когда в выходные приезжает контрагент, у которого есть деньги на счету, но из-за того что менеджер забыл или не успел сделать заявку машина уезжает).

2) Человеческий фактор на весовой(частые ошибки весовщиц привели к тому что на каждой весовой поставили по охраннику чтобы следил за их действиями и усложнить возможность организации сговора с целью хищения продукции).

3) Отсутствие контроля за водителем погрузчика (возможен сговор с водителем погрузчика и вместо дешевой продукции он погрузит дорогую, внешне такую подмену можно не всегда заметить. Так же иногда водитель погрузчика может нагрузить больше или меньше продукции чем нужно и в результате на весовой приходится выгружать лишнее или отправлять на догрузку).

4) Отсутствие возможности контроля на каком этапе сколько  машин находится, что иногда может приводить к заторам внутри предприятия, например когда на одном из этапов процесс идет медленнее чем на следующем.

В целях исключения этих проблем необходимо сделать следующее:

  • Запрет незапланированной отгрузки -необходимо в системе автовесовой хранить остаток ДС(денежных средств) на начало дня и вычитать текущие отгрузки. Для проверки поступления ДС проводить синхронизацию несколько раз в день.
  • Человеческий фактор на весовой - нужно полностью исключить участие человека в этом процессе. Для этого нам нужна система распознавания номеров чтобы видеть какая машина подъехала, система контроля положения чтобы видеть, что машина заехала на весы полностью, шлагбаум чтоб водитель не уехал не закончив все операции, какая-нибудь карточка для подтверждения номера и согласия водителя со взвешенной массой, телефон для экстренной связи в случае возникновения проблем.
  • Человеческий фактор водителя погрузчика – нужно контролировать местоположение погрузчика и фиксировать с какого склада и кому он грузит, установить весы на погрузчик чтобы водитель мог грузить не на глаз, так же очень желательно поставить какие-нибудь панельки в погрузчик для отображения очереди и параметров продукции в конкретном заказе при поднесении идентифицирующей карточки, что даст возможность отказаться от бумажных талонов, которые регулярно подделывают.
  • Отсутствие возможности контроля на каком этапе сколько  машин находится – нужно после прохождения каждого этапа отмечать статус машины внутри системы. Так же для исключения спорных моментов, желательно каждый этап оснастить камерами системы видеонаблюдения.

В ходе реализации диплома сделано:

  • Оборудовано 8 весовых (терминалы, системы распознавания номеров)
  • Оборудовано 11 фронтальных погрузчиков (весы, Wi-Fi, панели Avalue)
  • Создана сеть Wi-Fi для передачи данных в ходе отпуска продукции
  • Протянуто порядка 7 км оптического кабеля, для передачи данных
  • Введена система отпуска продукции по электронным картам
  • Использована инновационная система NanoLoc для контроля за погрузкой продукции (определение местоположения с точностью до одного метра)
  • Организован процесс взвешивания автомобиля на весовых  без участия человека
  • Разработана система контроля за положением автомобиля на платформе весов
  • Разработано уникальное программное обеспечение обеспечивающие функционирование всего оборудования задействованного в проекте и объединяющее в себе все рабочие места людей отвечающих за погрузку и отпуск продукции, а также дальнейший учет.

Бюджет
В ходе выполнения проекта, затраты не превысили выделенный бюджет в 10 млн. руб.
Полученный эффект

  • Увеличение пропускной способности на 20%, что в сезон прямо пропорционально увеличению дневной выручки(увеличение выручки на 6 млн.руб. в день).
  • Исключение очередей на автовесовых.
  • Исключение человеческого фактора во взвешивании и погрузке продукции.
  • Жёсткий контроль за тем какую продукцию грузит погрузчик, что исключает схемы хищения с участием погрузчика.
  • Уволено около 20 весовщиц с окладом 12 т.р.(240 т.р. в месяц), сокращено количество охраны контролирующей процесс.
Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009