Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка IT-стратегии компании в сфере розничной торговли

Толстых Д.А.
Выпускник группы MBA CIO 32В
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Путь на должность ИТ-директора каждый проходит разными путями. Кто-то работал администратором, кто-то был лидером команды разработки, кто-то занимался сетями, кто-то занимался службой поддержки т.д. Но приходит момент, когда человек занимает должность ИТ-директора. Должность ИТ-директора,  значимая и важная в компании. Информационные технологии и системы стали настолько важными, что ИТ-директор рассматривается во многих организациях, как ключевой фактор в разработке стратегических целей организации.

По факту должность  ИТ-директора – должность высшего звена. Для нее начинают действовать такие же правила как для генерального директора, директора по финансам и коммерческого директора.  Да зачастую ИТ-директору, подчиняется одному из них, но его роль от этого не становиться менее ценной. 

В двухтысячном году опубликован отчет о результатах совместного исследовательского международного проекта компании Эгон Зендер  и Лондонской бизнес-школ, озаглавленный «Новый директор информационной службы — изучение меняющейся роли руководителя по ИТ ». Довольно хорошо описано, как изменилась роль менеджера ИТ за последние пять лет.

На базе представленного отчета разрешено сделать некие выводы о том, как данная роль может измениться в ближайшие несколько лет.
Чего же ожидают исследователи от менеджеров информационных технологий в ближайшем будущем? Специалистам по ИТ предстоит освоить две сравнительно новые роли.

Первая - "мастер перемен": лидер в организации, управлении и поддержке изменений в сфере бизнеса. Вторая и наиболее важная роль - "бизнес-стратег": человек, оказывающий непосредственное влияние на стратегию развития предприятия, отвечающий за технологические аспекты электронной коммерции и т.п. Как мы видим, влияние изменений проявилось в появлении новых ролей для менеджера ИТ, и эти роли перешли к нему от общего менеджмента организации.

Исследователи данного отчета оценивают влияние изменений на представителей ИТ-менеджмента организаций. По их мнению, наиболее вероятной, участникам исследования представляется модель, в которой функции директора информационной службы выполняют два человека: "один человек занимается решением стратегических задач и модернизацией производства, в большей степени уделяя внимание информации и системам, чем технологии и инфраструктуре, а другой берет на себя обязанности технологического директора (CTO), занимаясь техникой, инфраструктурой и производственными процессами".

В то время как разворачивается информационная революция, полным ходом идет и другой, не менее значимый процесс - революция в методах ведения бизнеса. Пути информационной революции и революции в бизнесе рано или поздно пересекутся, но вопрос в том, окажутся ли на этом пересечении ИТ-специалисты?

Слияние этих двух революций требует, чтобы ИТ приняли на себя новую роль. ИТ-специалисты больше не являются поставщиками загадочных технологических артефактов. Теперь от них требуется кое-что более сложное, чем просто настройка приложений. Им придется отказаться от собственного, никому не понятного языка, субкультуры и сокращений. Бизнес ожидает от ИТ чего-то нового - согласованности. Бизнес хочет, чтобы ИТ согласовывали свою деятельность с его потребностями на всех уровнях: стратегическом, тактическом и операционном. ИТ должны приносить бизнес-результаты. Благодаря тому, что они смотрят на мир со своей уникальной точки зрения, ИТ должны вести бизнес за собой спокойно и без лишней суеты внедрять стабильные системы.

На передний план выходит уровень стратегического планирования, а для ИТ-Директора это ИТ-стратегия компании.
Стратегия в сфере информационных технологий компании – это функциональная стратегия, создание которой определяется значением ИТ в организации и степенью зрелости способностей ИТ, в зависимости от которых находятся цели и задачи стратегии.

Разумеется, ИТ-стратегия обязана в совершенной мере отвечать целям и задачам, какие стоят перед компанией, прежде всего, в сфере основного бизнеса, а еще способствовать реализации конкурентного превосходства компании на рынке.

Сама ИТ-стратегия не нова в США ее начали разрабатывать с 1983 года после запуска проекта Сократ, цель которого была разработка национальной политики в сфере информационных технологий. В России в том или ином виде ИТ-стратегия разрабатывается с 1990 года. На сегодняшний момент не существует единого стандарта разработки ИТ-стратегии. Но существует огромное количество  написанных уже ИТ-стратегий, в особенности наибольший опыт в написание таких стратегий имеют консалтинговые компании в сфере ИТ. К сожалению, такие документы публикуются крайне редко, а если и публикуются, то в виде выжимки или презентации из 10 слайдов.

Имеющиеся опыт в разработке ИТ-стратегии показывает, что бизнес, как правило, не особо жалует читать  документ в 150-300 страниц и, как правило, основную суть документа отражают в краткой выжимки и презентации наглядно показывающий общий путь достижения цели.

Стратегия в сфере информационных технологий позволяет разработать план оптимальных действий по обеспечению поддержки информационных процессов управления производственно-хозяйственной деятельностью компании (ИТ-структуру).

Опираясь на стратегию в сфере информационных технологий, можно, грамотно воспользоваться технологиями как комплексом нужных дисциплин, изучающих методы обработки и хранения информации, использование вычислительной техники и производственного оборудования, а также связанные с этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Стратегия в сфере информационных технологий показывает, какие требуются  компании для достижения ее бизнес-целей, информационные инструменты ( программы, сервисы, услуги, специалисты) .

Стоит отметить и специфические трудности при разработки ИТ-стратегии в России. Одна из главных трудностей это отсутствие общей стратегии бизнеса.

Далеко не всегда бизнес-стратегия существует в формализованном виде, как официальный документ. В ее отсутствие тяжело или просто невозможно написать ИТ-стратегию бизнеса, а это означает, что невозможно увязать процесс информатизации предприятия и достижение бизнес-целей, оценить его эффективность.

Ведь прежде необходимо существование бизнес-стратегии, а ее-то (не в головах топов, а в формализованном бумажном или электронном виде) у многих российских предприятий вовсе нет. Между тем, ИТ-стратегия должна «плясать» от бизнеса – все продукты, решения и технологии должны быть направлены на то, чтобы обеспечить предельно простые подходы для обработки, хранения и визуализации бизнес-данных, а заодно для упрощения всевозможной рутины, связанной как с внутренним документооборотом, так и при взаимодействии с внешней бизнес-средой. Чтобы получать подобного рода данные (при их отсутствии) ИТ-директора или специально приглашенные консультанты, как частные, так и эксперты западных компаний уровня IBM, Microsoft, Oracle, проводят анкетирование ключевых руководителей бизнес-направлений – то есть, по сути, получают от них сведения о том, что те ждут от ИТ. Периодичность таких опросов, равно как и частота обновления ИТ-стратегии, во многом зависит от типа организаций и формы собственности.

Объектом исследования дипломной работы является современное предприятие в секторе Ритэйл.
Целью дипломной работы является описание процесса разработка ИТ-стратегии современного предприятия в секторе Ритейл.
Задачи:

      • Отразить бизнес-стратегию предприятия
      • Провести аудит текущего состояния информатизации
      • Разработать ИТ-стратегию
      • Разработать план реализации ИТ-стратегии
      • Предложить пути дальнейшего развития информатизации предприятия

В ходе написания дипломной работы были проведен топологический анализ информационных стратегий организации. Рассмотрены современные концепции  формирования ИТ-стратегии. Уделено внимание проблемам стратегического управления информационным развитием промышленного предприятия. Освещена концепция разработки ИТ-стратегии компании. Подробно описаны основные элементы и этапы разработки ИТ-стратегии. В практической части подробно на примере компании в секторе Ритэйл показана разработка ИТ-стратегии, от подготовки проекта разработки до плана развития информатизации.

Рубрика: 
IT-стратегия
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5.5 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009