Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация жизненного цикла программного обеспечения в ИТ-аутсорсинге
Конченков И.А.
выпускник группы ITM-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Рост масштабов ИТ-инфраструктуры многих организаций за относительно небольшой период времени поражает воображение – крупные центры обработки данных (ЦОД), десятки тысяч рабочих станций, распределенная сетевая инфраструктура, внушительный перечень программных средств, начиная от систем управления предприятием и заканчивая офисным ПО. Для поддержания работоспособности ИТ существуют большое количество фирм, которые предлагают сервисную модель, при которой организации передают им управление целыми бизнес-процессами. Наряду с сервисной моделью, есть более простая модель по которой осуществляется инцидентное обслуживание. При инцидентном обслуживании предоставляются квалифицированные сотрудники для выполнения определённой работы. Переход от инцидентной модели к сервисной – это качественный шаг в развитии компании как потребителя услуг так и исполнителя.
Однако сервисную модель можно грамотно построить только тогда, когда заказчик чётко сформулировал свои бизнес-цели. Дальше эти бизнес-цели формируются в бизнес-процессы. Следующий шаг заключается в том, что бы определить как эти бизнес-цели могут быть поддержаны ИТ. После этого нужно определить что и как должно быть поддержано ИТ. И затем уже ИТ определяет как это нужно и можно поддержать. Суть сервисной модели заключается в следующем:
• необходимо определить что такое сервис, который будет оказываться исполнителем,
• необходимо определить как будет оказываться сервис, какими силами, какие технологии будут применены,
• необходимо описать конкретные процессы.
Одним из сервисов, который аутсорсинговая компания может оказывать как услугу, является управление ИТ-активами, имеющими определенную стоимость, с целью обеспечения эффективного управления ими на всех этапах жизненного цикла, начиная от возникновения потребности в ИТ-активе и до момента его списания.
Нужно отметить, что стандартные подходы и средства учета актива не решают всех актуальных задач из-за недостаточного учета специфики как самих ИТ-активов, так и особенностей, связанных с целями и задачами управления в сфере информационных технологий. Поэтому в данной области часто используются специализированные подходы и программные средства.
Управление ИТ-активами (материальными и нематериальными) – совокупность взаимосвязанных процессов и видов деятельности по управлению всеми стадиями из жизненного цикла, начиная от возникновения потребности в ИТ-активе и до момента списания. Наиболее важным является тот факт, что управление ИТ-активами фактически обеспечивает основу и активизирует управление финансами в сфере ИТ.
Программное обеспечение фундаментально отличается от других, традиционных, активов: программное обеспечение не приобретается как товар. Приобретается право, лицензия, на его использование.
Приобретение и использование программного обеспечения накладывает на пользователя целый ряд обязательств и ограничений. Документом, описывающим права и обязанности пользователя, является лицензионное соглашение. Фактически, лицензионное соглашение – это договор-оферта между производителем ПО (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом). Начав использовать ПО, пользователь соглашается с описанными в нём условиями использования, хранения, передачи, списания, аренды и многими другими. Количество и строгость условий варьируются для каждого производителя и программного продукта. Нарушение условий лицензионного соглашения влечёт за собой различные формы ответственности, предусмотренные международными конвенциями и нормативно-правовыми актами государства.
В работе показана суть технологии управления активами программного обеспечения и о тех положительных результатах, которые достигаются с ее помощью:
• повышение эффективности работы организации,
• оптимизация и планирование расходов на программное обеспечение,
• оценка эффективности инвестиций в информационную систему,
• гарантированная возможность сделать бизнес более устойчивым за счет снижения большого количества рисков.
Технология управления программным обеспечением является неотъемлемой частью современных информационных технологий, и является необходимой частью общего процесса управления организацией.
Поскольку современные организации в своей деятельности во многом базируются на информационных технологиях, провал в этой области очень сильно предопределяет общую эффективность бизнеса. Если не управлять программным обеспечением, серьёзным активом бизнеса, организация в некоторых случаях может понести колоссальные убытки и издержки.
Современное программное обеспечение позволяет управлять практически всей деятельностью организации. Например, готовить документы, вести расчеты, вести список всех клиентов, историю их покупок, вести учет того, что хранится на складах и т.д. Если это программное обеспечение вдруг отказывает и простаивает – это фактически означает, что эффективность бизнеса падает. Поэтому управлять лицензиями на программное обеспечение нужно точно так же, как любым активом предприятия: нужно иметь чёткий план, продуманную стратегию управления, грамотно закупать, эксплуатировать ПО, вовремя и регулируемо выводить его из эксплуатации.
Все эти вопросы и позволяет решить технология управления активами программного обеспечения.
Copyright © 2010 Конченков И.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев