Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Методология выбора ERP системы



Сударев Д.Р.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


1. Введение

За период с начала 90-х годов XX века по 2010 год российский бизнес прошел тернистый путь от зачатков малого бизнеса (кооперативы, СП) до крупных корпораций и холдингов. Все те этапы развития, которые проходились европейским и американским бизнесом в течение десятилетий, а то и столетий, в России были пройдены за 20 лет. За эти 20 лет были созданы основные организационные и экономические фундаменты для того, что бы продолжать качественное совершенствование российского бизнеса и укрепление российской экономики.

В настоящее время в российской экономике наблюдается две устойчивых тенденции:

  • Укрупнение бизнеса путем интеграции различных направлений под эгидой единого финансово-методологического центра.
  • Стратегия на привлечение инвестиций от структур, работающих в США, Европе и Юго-восточной Азии с целью влиться в мировой процесс глобализации и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.

Какие же ступени жизненного цикла преодолел российский бизнес за прошедшие 20 лет?
• Становление
• Формирование рыночной среды
• Экстенсивный рост
• Формирование конкурентной среды на рынке
• Масштабное привлечение инвестиций
• Интеграция в мировые рыночные процессы

На каждом этапе жизненного цикла изменялись и потребности бизнеса в информационных технологиях:

Этап жизненного цикла бизнеса Уровень потребности в ИТ
Зарождение • Потребность в обеспечении нужных сотрудников персональными компьютерами,
• элементарном программном обеспечении,
• возможностей работы в локальной сети.
Формирование рыночной среды • Потребность в использовании Интернет
• Следствие – потребность в безопасности и защите данных от вторжений
• Потребность в механизации отдельных операций деятельности
Экстенсивный рост • Увеличение числа рабочих мест – дополнительная закупка ПК
• Потребности в расширении хранилищ информации
• Потребности в организации обмена информацией между отдельными операциями, автоматизации бизнес-процессов, потребность во внедрении информационных систем
Формирование конкурентной среды на рынке • Потребность в стандартизации и интеграции используемых информационных систем
• Потребность в стратегическом управлении ИТ для повышения эффективности ИТ
• Потребность в комплексных КИС вследствие резкого роста количества операций и необходимости проводить анализ и прогноз операционных данных
Масштабное привлечение инвестиций • Потребности в ИТ стратегии и выделении ИТ в отдельное направление
• Потребность в ИТ консалтинге и ИТ аудите для повышения инвестиционной привлекательности
• Потребность в системах учета в стандартах МСФО
• Потребность в комплексных системах защиты информации
Интеграция в мировые рыночные процессы • Потребность в стандартизации процедур ИТ для их интеграции и организации единого управления разрозненными инфраструктурами
• Потребность в КИС класса управления бизнесом таких как ECM, BI

2. Виды бизнес-направлений, автоматизируемых КИС

Виды деятельности Типы КИС Решаемые задачи
Стратегическое управление
бизнесом
• BI
• ECM
Анализ и прогноз, маркетинг
Организация процедур и регламентов документооборота компании
Сбыт • CRM
• WMS
• ERP
Взаимоотношения с покупателями
Работа с договорами
Заказы покупателей
Управление товарными запасами
Управление торговыми сделками
Закупки • SRM
• SCM
• WMS
• ERP
Взаимоотношения с поставщиками
Работа с договорами
Управление цепями поставок
Управление товарными запасами
Заказы поставщиками
Финансы • ERP Работа с договорами
Управление финансовыми потоками
Управление кредитными ресурсами
Работа с векселями и ценными бумагами
Производство • MRP
• PDM
• ERP
Планирование производственных потребностей
Нормативы на производство готовой продукции
Планирование продаж и операций
Расчет себестоимости
Инвестиции • PM
• ERP
Управление инвестиционными проектами
Управление бюджетами инвестиций
Работа с договорами
Персонал • HR
• ECM
• ERP
Кадровая работа
Организация трудовой деятельности
Документооборот
Расчеты с персоналом
Активы • ERP Управление имущественными активами организации

3. Проблематика внедрения КИС

При внедрении КИС следует четко соблюдать баланс охвата трех аспектов внедрения:
• Люди (Л)
• Технологии (Т)
• Процессы (П)

Проблематика внедрения КИС, не коснувшаяся этих областей раскладывается следующим образом:

Зона Суть проблемы Предпосылки
Л+Т+П – Успешное внедрение Благоприятная зона, наиболее вероятен успешный исход проекта. Проект грамотно спланирован, предприятие полностью подготовлено к внедрению. Проведен этап выбора системы, люди обучены методикам и функциональным возможностям КИС, нормативная база проработана и утверждена.
Л+П-Т – Отторжение Зона недостаточного охвата области технологий. В этом случае система оказывается неразвитой функционально, для решения задач по реализации в системе тех или иных бизнес-процессов не хватает системных инструментов. Наиболее вероятный результат проекта – отторжение с последующей заменой системы, разочарование персонала и руководства организации. На этапе выбора системы были некачественно реализованы требования к КИС, что отразилось на функциональном наборе.
Т+Л-П – Автоматизированный хаос Зона недостаточного охвата области процессов. В этом случае наблюдается эффект «лоскутной автоматизации», отсутствие интеграционных процессов и сквозных информационных потоков. Наиболее вероятный результат проекта – внедрение системы до какого либо подразделения, остальные подразделения используют другие варианты систем или не автоматизированы никак. Отсутствует единая нормативная база и методология ведения учета. Автоматизированный хаос. На этапе выбора КИС не выполнялось или было выполнено некачественно моделирование бизнес-процессов организации.
Т+П-Л – Разочарование Зона недостаточного охвата области персонала, руководство не вовлечено в проект, люди не обучены работе с системой и решают вверенные им задачи «за системой», в лучшем случае вводя в систему итоговые данные. Наиболее активные пользователи системы – специалисты ИТ. Происходит отчуждение системы. На этапе выбора КИС не выполнялось или было выполнено некачественно моделирование бизнес-процессов организации. Низкое качество планирования внедрения КИС, низкое качество подготовки планов обучения.

4. Способы решения проблем при внедрении КИС

Для обеспечения успешного результата от внедрения КИС необходимо:

  • Обеспечить готовность организации к внедрению КИС:
    • Обеспечить целевую установку проекта, жестко связанную с целями стратегии организации
    • Точно определить круг решаемых задач
    • Разработать методологии решения этих задач и обучить персонал этим методологиям
    • Выстроить бизнес-процессы организации в строгом соответствии стратегическим целям
    • Разработать и внедрить систему контроля показателей деятельности организации и систему управления организацией в соотсетствии с показателями
  • Качественно провести проект выбора КИС
    • Выработать требования к будущей КИС, согласованные с показателями бизнес-процессов
    • Провести тщательную проработку рисков проекта внедрения КИС
    • На основании требований приобрести не КИС, а решение, в котором КИС является инструментом
  • Качественно внедрить КИС
    • Соблюсти баланс мероприятий по трем областям: люди, процессы, технологии
    • Вовлечь в проект внедрения руководство организации
    • Четко выполнять календарно-ресурсный план проекта
    • Предпринимать меры к сопротивлению персонала
    • Вести широкую пропаганду проекта
    • Не допускать существенных изменений в тематике и сути проекта
    • Привлекать в проект только качественных специалистов
    • Возможно привлечь к проекту консалтинговую компанию

5. Что приобретает организация, решая проблемы внедрения КИС

• Снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%
• Сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50%
• Сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продукции на 45%
• Уменьшение уровня неснижаемых остатков на складах на 40%
• Снижение производственного брака на 35%
• Уменьшение административно-управленческих расходов на 30%
• Сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30%
• Уменьшение складских площадей на 25%
• Увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 30%
• Увеличение оборачиваемости ТМЗ на 65%
• Увеличение количества поставок точно в срок на 80%

Copyright © 2010 Сударев Д.Р.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, весна 2010
Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Автор: 
Сударев Д.Р.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009