Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Методика формирования бизнес-требований к системе класса BI уровня стратегического управления
Чинак А.М.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Целью аттестационной работы является создание и обоснование методики поддержки формирования требований на начальном этапе работы по проекту ввода в действие системы класса Business Intelligence.
1. Введение
В настоящем разделе приведены результаты исследования, которое проведено автором, показывающие важность и растущую востребованнность применения технологий Business Intelligence (бизнес-анализа) в системах поддержки принятия решений. Также показано наличие связей, предъявляемых к системам бизнес-анализа, требований и стратегических задач, которые стоят перед компаниями различных секторов экономики.
1.1 Роль и место систем BI в управлении компанией
В погоне за лидерством на рынке большинство компаний стараются повысить свою эффективность, совершенствуя и автоматизируя бизнес-процессы. Большинство уже внедрило, или находится в стадии внедрения специализированных информационных систем класса ERP или CRM. Данные системы обычно полностью закрывают потребности оперативного уровня управления. Но для руководства компании не менее важными являются вопросы стратегического развития, ему необходим инструмент поддержки принятия решений на стратегическом уровне. Системы класса Business Intelligence обеспечивают поддержку процесса анализа значимой для компании информации и позволяют улучшить процесс принятия решений.
1.2 Технологии BI
При создании BI-систем доминирующим подходом является путь создания хранилища данных, которое становится основой для бизнес-анализа.
Существует несколько распространенных подходов к решению задачи получения необходимой информации из данных:
• отчетность на оперативных OLTP-системах;
• отчетность на копиях OLTP-систем;
• создание витрин данных;
• создание корпоративного хранилища данных.
Следующие причины обуславливают необходимость построения корпоративного хранилища данных:
• хранилище данных сокращает временные затраты на получение ответов на интересующий бизнес вопросы. Это обеспечивается благодаря тому, что данные хранятся в специально подготовленном для анализа виде;
• потребность в интеграции и очистки исходных данных, хранящихся в оперативных системах, используемых в компании;
• возможность использования накопленных исторических данных для анализа.
1.3 Роль и место систем BI в концепции BPM
В последние годы наблюдается все большее сближение концепций BI и BPM. В момент своего появления, технологии BI использовались для сравнительно узких задач, поэтому ожидания от них могли не исполнятся по следующим причинам:
• не учитывались приоритетные для бизнеса направления анализа;
• не хватало измеримости исходных показателей процессов;
• отсутствовала обратная связь между результатами BI и управлением.
Эти проблемы заставили пересматривать роль и место технологий бизнес-анализа. С переходом к процессному управлению, BI все больше становится процессно-ориентированным. Процессно-ориентированный BI теперь должен не просто обрабатывать данные, а являться контекстом бизнес-процессов. Это увеличивает значение BI для бизнеса. Оказалось, что BI может обеспечить инструменты, необходимые для приложений BPM. В свою очередь, BPM помогает в распространении BI, привязывая эту технологию к стратегической бизнес-инициативе.
С помощью концепции BPM, используя инструменты класса BI, может быть создана целостная инфраструктура для поддержки стратегического и тактического уровней управления, которые связаны и согласованы друг с другом.
1.4 Востребованноость применения систем BI в российских компаниях
Наиболее востребованы инструменты BI в компаниях, которые оперируют с большими объемами динамически меняющихся данных, где риски упущения выгоды особенно велики, и необходимо не только своевременно реагировать, но и предугадывать изменения.
Области применения систем BI:
• Анализ маркетинговых кампаний.
• Анализ клиентских профилей.
• Анализ лояльности клиентов.
• Анализ продаж.
• Анализ обслуживания клиентов.
• Анализ эффективности работы компании.
• Анализ прибыльности.
1.5 Особенности требований к системе BI для различных секторов экономики
Компании различных секторов экономики: финансового, телекоммуникационного, розничной торговли предъявляют различные требования к системам бизнес-анализа. Различия в требованиях связаны с различиями в стратегических задачах компаний.
Способность решить специфические проблемы отрасли, с которыми сталкивается бизнес, является решающим фактором для организаций, рассматривающих возможность внедрения программного обеспечения класса Business Intelligence.
2. Основная часть
В настоящем разделе рассмотрены особенности проекта ввода в действие системы BI и выделены основные его особенности. Показана важность этапа бизнес-анализа и процесса формирования бизнес-требований для успеха проекта. Приведено поэтапной описание методики, которая предлагается к использованию на этапе бизнес-анализа для поддержки формирования бизнес-требований.
2.1 Проект ввода в действие системы BI
По мнению автора, имеются следующие общие особенности проектов внедрения систем класса BI:
• BI проекты длительные;
• BI проекты зависят от проработки стратегии;
• BI проекты интеграционные;
• BI проекты более аналитические, чем разработческие.
Важнейшим этапом проекта является этап бизнес-анализа. На данном этапе формируется спецификация требований к системе.
2.2 Формирование спецификации требований для системы BI
В работе рассмотрены стандартные методики формирования спецификации требований: ГОСТ 34.602-89, методология RUP, стандарт IEEE 830-1998. Выделены особенности требований к системе BI.
Требования заинтересованных лиц являются первичными для аналитической системы, поскольку именно они определяют ее назначение и задачи. Поэтому концепция внедрения аналитических систем выражается в принципе «сверху - вниз»: сначала формулируются требования к отчетности и анализу, а уже на основе этого формируются требования к реализации интеграции системы BI с системами-поставщиками данных.
2.3 Методика формирование бизнес-требований
Предлагаемая методика поддержки разработки бизнес-требований к системе BI состоит из следующих этапов:
1. Определение стратегических бизнес-инициатив.
2. Декомпозиция стратегические бизнес-инициатив на поддерживающие их бизнес-процессы.
3. Формирование метрик для бизнес-процессов.
4. Формирование измерений для бизнес-процессов.
5. Согласование метрик и измерений бизнес-процессов.
2.4 Обоснование методики
Полученные в результате применения методики требования, по мнению автора, соответствуют характеристикам «хорошей спецификации требований», стандарта IEEE 830-1998.
3. Заключение
В настоящей работе обобщен практический опыт автора и классические подходы к разработке требований, а также некоторые методы проектирования OLAP-систем и хранилищ данных. Описанный подход к формированию бизнес-требований был опробован на начальном этапе разработки хранилища данных в крупном российском банке, где его применение дало хорошие результаты.
Copyright © 2010 Чинак А.М.
- Войдите на сайт для отправки комментариев