Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Оценка целесообразности внедрения свободного программного обеспечения



Шишкина Д.К.
выпускница группы MBA CIO-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


1. Введение

Для предприятий, работающих на стабильном рынке, где экстенсивный рост и развитие невозможны, оптимизация затрат является основным приоритетом. Когда ключевыми факторами успеха становятся снижение себестоимости и управление издержками, компания стремится минимизировать расходы как подразделений, напрямую создающих добавленную стоимость, так и поддерживающих основное производство, и информационные технологии не являются исключением.

В рамках информационных технологий традиционно можно рассматривать два вида деятельности: проектную и эксплуатационную. Затраты на эксплуатацию информационных технологий в долевом выражении от суммарных затрат предприятия бывает достаточно сложно рассчитать в связи с тем, что часто они оказываются «размазаны» по различным статьям бюджета организации или «скрыты» в расходах других подразделений. Тем не менее, в них можно выделить определенные группы расходов: аппаратное обеспечение, программное обеспечение и обслуживание совокупной информационной системы предприятия. С точки зрения минимизации затрат, оптимизация расходов на программное обеспечение является наименее очевидной. Так, если для рынка системного программного обеспечения и крупных информационных систем можно говорить об определенном уровне конкуренции, то на рынке пользовательских систем и прикладных приложений наблюдается монополизация отдельных функций определенными вендорами программного обеспечения. Поэтому, как правило, при формировании стандартного пакета пользовательского программного обеспечения, выбор заранее предопределен. Монополизация отдельных продуктов в первую очередь подразумевает отсутствие ценовой конкуренции и, как следствие, возможность вендора диктовать свои ценовые условия потребителям. Помимо этого, имея дело с монополизированным рынком, организации вынуждены модернизировать программное обеспечение, даже если это не является целесообразным в данный момент времени. Изменение ситуации возможно только в случае появления серьезной конкуренции на рынке прикладного программного обеспечения. В настоящий момент в этом направлении прослеживаются определенные положительные тенденции, связанные с растущей динамикой развития свободного программного обеспечения, которое в большинстве случаев распространяется бесплатно, а имеющиеся бизнес-модели не подразумевают оплаты лицензий на программные продукты.

2. Свободное программное обеспечение в государственном секторе

Немаловажным признаком, позволяющим оценить потенциал использования открытого программного обеспечения в качестве альтернативы проприетарным продуктам, является решение многих государственных учреждений различных стран о миграции на Open Source. При этом в отличие от коммерческих предприятий государственные организации открыто публикуют заявления о принятии решения о переходе на свободное программное обеспечение и проектах внедрения. Так в 2008 году Министерством информационных технологий и связи была разработана концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации. В концепции определяется "государственная политика в области разработки и использования программ для ЭВМ и принципы развития разработки и использования СПО", поднимаются правовые вопросы "разработки и использования СПО", рассматривается организация повышения квалификации, популяризация СПО и поддержка проектов СПО.

3. Оценка целесообразности миграции на свободное программное обеспечение коммерческого предприятия

Однако, несмотря на положительные результаты миграции на свободное программное обеспечение в государственных учреждениях, данный опыт неприменим для коммерческих предприятий без определенной адаптации и анализа специфики бизнеса организации. Это связано в первую очередь с тем, что цели, преследуемые при внедрении свободного программного обеспечения бизнесом и государством, различны. Для коммерческой организации первоочередной целью миграции является снижение затрат. Для государственных учреждений минимизация расходов также является немаловажным фактором, однако при этом существует ряд стратегических целей, которые могут быть более значимы при принятии решения об отказе от проприетарных программ. В первую очередь это использование открытых стандартов и снижение зависимости от «одного» поставщика программного обеспечения. Для коммерческих организаций миграция на свободное программное обеспечение это прежде всего возможность снижения затрат на приобретение и сопровождение инфраструктуры.

В силу сложной интеграции современных информационных систем необходимо учитывать, что критически важным фактором для эксплуатации программного обеспечения является его совместимость с существующей инфраструктурой, которая, в свою очередь, может потребовать значительных затрат как на стадии внедрения новых продуктов, так и в процессе сопровождения корпоративной информационной системы.

Основной целью, которая ставилась при написании данной работы, была попытка создания объективного подхода к оценке целесообразности внедрения свободного программного обеспечения в коммерческой организации, с учетом всех целей стоящих перед IT на предприятии.

Уже на первых стадиях была выявлена основная проблема подобного анализа – невозможность дать предварительную финансовую оценку миграции. Это связано с наличием определенных статей расходов, которые не могут быть рассчитаны до начала проекта. В работе предложен один из возможных подходов к решению данной проблемы: классификация всех затрат, которые не могут быть запланированы, в качестве потенциальных угроз миграции и проведения их детального анализа для выявления наиболее существенных и вероятных рисков.

В группу потенциальных рисков проекта были выделены:
• Негативное восприятие ПО пользователями
• Непродуктивный расход трудовых ресурсов
• Большие затраты времени на внутреннее обучение
• Потеря функционала при использовании свободного программного обеспечения
• Невозможность обеспечения полной межсистемной совместимости (программный уровень)
• Невозможность обеспечения полной межсистемной совместимости (коммуникационно-технический уровень)
• Невозможность обеспечения полной межсистемной совместимости (пользовательский уровень)
• Критическая несовместимость приложений предприятия со свободным программным обеспечением
• Потеря программ лояльности
• Негативное отношение к миграции ИТ-специалистов
• Отсутствие на рынке квалифицированных поставщиков услуг по внедрению и сопровождению свободного программного обеспечения
• Негативные для предприятия тенденции развития свободного программного обеспечения (например, прекращение поддержки определенных дистрибутивов)

3.1 Определение критических и управляемых рисков

Для анализа рисков в работе была применена методика парных сравнений и построения карты рисков, которая позволила выявить наиболее существенные, критические угрозы, а также определить управляемые риски проекта внедрения. Критические угрозы были проанализированы детально с учетом вероятных способов их устранения в процессе реализации проекта. Наиболее весомой угрозой стал риск отсутствия на рынке квалифицированных поставщиков услуг по внедрению и сопровождению свободного программного обеспечения. Данная угроза является внешней по отношению к организации, а, как следствие, управлять данным риском невозможно. Помимо этого, в силу системных взаимосвязей в случае реализации данная угроза окажет негативное влияние практически на все потенциальные риски проекта, повысив вероятность их реализации в процессе миграции. Риски негативного восприятия программного обеспечения пользователями, а также негативного отношения IT-специалистов к миграции также относятся к наиболее существенным и наиболее вероятным угрозам. Это внутренние риски, и управление ими возможно, однако, требует значительных затрат со стороны организации.

3.2 Анализ управляемых рисков

Несмотря на то, что первоначальные выводы о целесообразности миграции на свободное программное обеспечение можно сделать после детального анализа критичных рисков, так как они являются наиболее затратными при реализации проекта, для принятия окончательного решения было необходимо рассмотреть все потенциальные угрозы проекту внедрения. Риски, которые менее вероятны и менее существенны, чем угрозы, рассмотренные выше, являются управляемыми и в случае реализации могут оказать значительное влияние на результаты проекта миграции. В группу управляемых рисков были отнесены: невозможность обеспечения полной межсистемной совместимости на программном уровне и коммуникационно-техническом уровне, критическая несовместимость приложений предприятия со свободным программным обеспечением и негативные для предприятия тенденции развития свободного программного обеспечения. Для всех управляемых рисков характерны две особенности: угрозы являются технологическими, а вероятность их реализации зависит от конкретного дистрибутива свободного программного обеспечения и от особенностей инфраструктуры предприятия. Поскольку данные риски не являются критическими для проекта миграции, целесообразно рассматривать их как совокупность определенных факторов. В ходе анализа для определения существенности данных угроз был использован метод скоринговой оценки, что позволило количественно рассчитать уровень риска, а также выявить те критерии, которым должно соответствовать программное обеспечение, внедрение которого будет являться наименее рискованным для предприятия. Полученное в результате свертки значение уровня риска, превышающее 50%, является крайне высоким для проекта, экономический результат которого не гарантирован.

4. Результаты анализа рисков миграции на свободное программное обеспечение

Предложенный в работе способ анализа рисков проекта позволил принять однозначное решение относительно миграции на свободное программное обеспечение, несмотря на невозможность проведения предварительной финансовой оценки и сравнения стоимости владения проприетарными продуктами и программами с открытым исходным кодом.

Принимая во внимание отсутствие гарантированного экономического эффекта после реализации проекта, и учитывая крайне высокий уровень рисков миграции, можно сделать вывод, что внедрение свободного программного обеспечения в организации на данный момент не является целесообразным.

Copyright © 2009 Шишкина Д.К.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, зима 2009
Рубрика: 
Другое
Автор: 
Шишкина Д.К.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 6.7 (10 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009