Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИT-стратегии Акционерной Компании "АЛРОСА"



Гунин Ю.В.
выпускник группы MBA CIO-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


1. Введение

Информационные технологии, как и любая сфера бизнеса, подчиняются общим принципам развития и нуждаются в выработке стратегических целей. Стратегия развития должна обеспечить практическое осуществление эффективного управления ИТ-деятельностью и информационными системами АК «АЛРОСА», согласованное с целями основного бизнеса и позволить количественно и качественно оценивать и повышать результативность и эффективность управления.

Для разработки Стратегии развития информационных систем АК «АЛ-РОСА» были приняты следующие исходные цели:

  1. Сформулировать и обосновать перспективную целевую архитектуру Полнофункциональной интегрированной системы управления (далее ИСУ АК «АЛРОСА» или Система) в терминах потребностей информационного обеспечения бизнес-процессов и перспективных прикладных решений, предлагаемых для его реализации.
  2. Сформировать Стратегию развития информационных систем АК «АЛ-РОСА» в соответствии с миссией, целями и задачами Компании, а также с планами преобразований в области организации, управления, учета и планирования.
  3. Определить приоритетные объекты информатизации (бизнес-процессы) и мероприятия по внедрению ИСУ, этапы мероприятий.
  4. Определить концептуальные решения по информационно-технологической инфраструктуре.
  5. Определить концептуальные решения по повышение управляемости ИТИ.
  6. Сформулировать концептуальные решения по организационной и функциональной структуре служб ИТ.

Необходимость разработки документа также диктуется сложившимся непростым финансово-экономическим положением Компании, вызванным глобальным экономическим кризисом. В таких условиях возможности ИТ могут быть востребованы в качестве одной из мер по повышению эффективности работы Компании, оптимизации ресурсов.

2. Характеристика текущего состояния автоматизации АК «АЛ-РОСА»

Растущая сложность технологических решений, необходимость обеспечения взаимодействия различных информационных систем, необходимость интеграции большого количества технологий с целью обеспечения растущих потребностей бизнеса, а также рост объема разнообразной информации, подлежащей обработке, требует структурированного подхода к процессам выработки и принятия решений относительно текущего управления и развития информационно-технологического обеспечения деятельности современной организации.

В настоящем проекте применялся комплексный подход, который состоял в анализе, выборе и адаптации отдельных аспектов авторитетных методик и моделей (модель Захмана, методики Gartner, Giga Group, TOGAF, META Group и т.п.) и формировании на их основе синтетической модели обследования. Общее структурированное описание подхода приводится на рисунке 1 ниже.

Рис. 1. Структурированное описание подхода

Структурированное описание подхода разработки IT стратегии

Основной подход Исполнителя к разработке стратегии развития ИТ заключается в том, что на основании анализа требований бизнеса формируются требования к ИТ. Далее строится целевая архитектура ИТ и формируются проекты по модернизации существующей сферы ИТ к требованиям бизнеса.

Для целей разработки проекта был использован функциональный набор направлений управленческой деятельности (набор ключевых процессных областей, в наибольшей степени влияющих на добавление стоимости и обеспечивающих достижение целевых показателей). Данная классификация базируется на материалах, полученных в результате обследования, отраслевых процессных картах поставщиков корпоративных информационных систем.

3. Выводы по текущему состоянию автоматизации АК «АЛ-РОСА»

Функциональная архитектура информационных систем

Идет поэтапная замена устаревших локальных программно-аппаратных комплексов на современные платформы, с учетом возможностей централизации и масштабирования.
В тоже время отсутствует четко прописанная целевая архитектура приложений, не решены вопросы интеграции приложений, баз данных.
Не разработаны принципы организации и поддержки в актуальном состоянии НСИ Компании.
Отсутствуют решения в части стратегического анализа и планирования (модули BPM, BI).
Не приняты решения в части единой электронной почты, электронного документооборота.

АСУ ТП

Полноценный охват данного направления реализуется на строящихся подземных рудниках. Развитие АСУ ТП на фабриках и драгах несколько приостановлено в связи со сложившейся экономической ситуацией.

Информационно технологическая инфраструктура

Телекоммуникационная инфраструктура в части уровней магистральных и опорных сетей охватывает весь перечень производственных площадок, однако уровень локальных сетей передачи данных в части цехов и складских помещений необходимо развивать. Системная инфраструктура имеет необходимые инженерные решения для централизации сервисов.

Организационная структура ИТ службы

Отсутствует четко выделенная централизованная роль, выполняющая функции единой службы Заказчика услуг в области ИТ.
Отсутствует функция по планированию, развитию и эксплуатации.
Недостаточная регламентация деятельности отдельных ИТ-отделов и ИТ-подразделений Компании.
Низкий уровень развития процессов и организационно-технических средств управления ИТ (Отсутствует Единая служба поддержки пользователей, не поставлены процессы управления инцидентами, решением и анализом проблем, управления уровнем сервиса, управление изменениями и конфигурациями, управление ИТ активами).

Информационная безопасность

Отсутствует четко выделенная централизованная роль и взаимодействие с ИТ службой в части методических указаний и контроля.
Отсутствует регламентирующая документация операционного уровня по управлению ИБ (эксплуатационная документация инфраструктурных элементов системы ИБ).
Отсутствует персонал, отвечающий за операционный уровень системы управления ИБ.
Отсутствует корпоративный стандарт в области ИБ.
Не проработаны вопросы организации процессов ИБ.

4. Особенности объекта автоматизации

Как любая крупная компания, АК «АЛРОСА» нуждается в централизованной функции управления ИТ и автоматизации «традиционных» управленческих функций (бухгалтерский и налоговый учет, финансовое планирование, учет затрат, подготовка консолидированной отчетности и т.п.). Однако при планировании комплексной информационной системы АК «АЛРОСА» необходимо учитывать также индивидуальные особенности Компании:
- Уникальный набор различных видов деятельности в рамках компании.
- Ограниченные возможности по управлению ассортиментом и ценами.
- Планирование от возможностей производства.
- Превалирующее значение Управления основными фондами (ТОиР).
- Собственное производство (добыча) основных производственных материалов.
- Сезонный характер завоза, территориальная обособленность.
- Кадровый дефицит.
- Программа сокращения затрат.

Учитывая вышеперечисленные индивидуальные особенности АК «АЛ-РОСА», можно сделать вывод, что реальная отдача от автоматизации Компании может быть получена только за счет оптимизации управленческих процессов в Компании, управления технологическими процессами и управления производственными фондами.

5. Разработка ИТ–стратегии АК «АЛРОСА»

В рамках разработок стратегий развития ИТ крупных компаний достаточным является укрупненное рассмотрение видов архитектур – функциональной, программной, аппаратной и организационной. При этом:

  • Функциональная архитектура – представляет состав и взаимосвязи функциональных систем, автоматизирующих процессные области и поддерживаемых ИТ;
  • Программная архитектура (архитектура приложений) – представляет состав и взаимосвязи компонентов программного обеспечения систем (приложений);
  • Аппаратная архитектура (архитектура ИТ-инфраструктуры) – представляет состав и взаимосвязи компонентов технического обеспечения (аппаратных средств);
  • Организационная архитектура – представляет состав и взаимосвязи компонентов организационного обеспечения ИТ.

Функциональная архитектура

В соответствии с данным подходом, а также с учётом принципов развития информационных технологий АК «АЛРОСА», далее представлена перспективная архитектура информационных систем АК «АЛРОСА».

Рис. 2. Целевая архитектура приложений

IT стратегия. Целевая  архитектура приложений

Стратегия в области информационно-технологической инфраструктуры

  • Перейти к построению единого информационного пространства и развитию информационно-технологической инфраструктуры на базе принципов, определенных в Стратегии. Развитие сетевой инфраструктуры осуществлять на базе современных принципов построения сети, обеспечивающих гарантированное качество услуг.
  • Провести унификацию, стандартизацию и централизацию общекорпоративных информационных сервисов. Перейти к планомерному осуществлению умеренной формализации и стандартизации ИТ деятельности.
  • Для обеспечения бесперебойной работы централизованных задач расширить инфраструктуру резервного ЦОД, находящегося в здании «Управления Компании».
  • Сформировать в рамках процессно-ориентированной ИТ деятельности Центр обслуживания пользователей и поддержки информационно-технологических ресурсов.
  • Реализовать Единую Службу Каталогов на базе продуктов Microsoft.
  • Реализовать централизованную корпоративную почтовую систему и систему электронного документооборота на платформе Microsoft.
  • Развить единую систему управления и мониторинга IT ресурсов.

Стратегия в области Информационной безопасности

  • Провести построение единого защищенного информационного пространства внутри Компании посредством создания Корпоративной системы ИБ (КСИБ). При этом все компоненты КСИБ должны быть представлены качественными решениями, функционировать как единый комплекс и иметь централизованное управление.
  • Создать среду для надежного и безопасного функционирования ИС в рамках АК «АЛРОСА», путем создания механизма и условий для оперативного обнаружения и регистрации попыток нарушения режима ИБ, а также локализации и максимально возможного возмещения наносимого ущерба.
  • Возложить данную функцию на службу информационной безопасности для последующего методического, функционального руководства и координации деятельности всех предприятий Компании, участвующих в обеспечении ИБ.
  • Для этого в 2010 году разработать проект построения Корпоративной системы информационной безопасности, а с 2011 года приступить к его реализации.

Стратегия в области Организационной структуры

  • Провести реструктуризацию деятельности по управлению ИТ по трем ключевым направления: стратегия и планирование, развитие и эксплуатация.
  • Провести консолидацию в рамках выделенного структурного подразделения практики и видов деятельности по обеспечению производственного процесса и управленческого звена информационными технологиями, автоматизацией и связью (унификация структур (служб, отделов), занятых в комплексе ИТ).
  • Сформировать на базе ИТ-отделов структурных подразделений Службы заказчика. Сформировать коллегиальные органы управления ИТ и перейти к процессно-ориентированной, прозрачной и управляемой модели деятельности ИТ-службы.
  • За Управлением ИТ и отделом автоматизации и связи Компании закрепить функции стратегического управления, планирования и контроля.
  • Разработать положения об Управлении ИТ и Отделе автоматизации и связи Компании. Разграничить сферы ответственности между Управлением ИТ и Отделом автоматизации и связи Компании.
  • За Специализированным трестом «Алмазавтоматика» закрепить функции развития, эксплуатации и сервиса. Предусмотреть максимальную централизацию ИТ сервисов в тресте «Алмазавтоматика».
  • Создать координационный совет по информационным технологиям Компании «АЛРОСА», возглавляемый одним из первых руководителей Компании.

6. Заключение

Для достижения целевого состояния ИТ необходимо выполнить ряд проектов, что позволит перевести ИТ из состояния «полезный ресурс» к состоянию «предоставляющий возможности». Среди первоочередных задач необходимо выделить:

  • Формирование организационной структуры ИТ;
  • Организацию Координационного Совета по информационным технологиям, действующего на постоянной основе, в состав которого должны войти руководители уровня вице-президента;
  • Полномасштабное внедрение единой службы каталогов (Active Directory), корпоративной почтовой системы, системы электронного документооборота;
  • Разработку и реализацию стратегии информационной безопасности Компании;
  • Разработку и реализацию общей шины данных (сервисной шины предприятия);
  • Первоочередное внедрение модулей стратегического планирования и анализа BPM, BI.

Эффективное использование информационных технологий невозможно без стратегического видения направлений развития бизнеса и без учета конкретных его потребностей, как текущих, так и тех, что возникнут в будущем. Соответственно, основное назначение данного документа состоит в том, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию ИТ-технологий, автоматизации и связи в АК «АЛРОСА» и представить план развития информационных систем и технологий, определяющий последовательность действий, проектов, а также приоритеты, сроки, объем необходимых организационных, финансовых и других ресурсов.

Copyright © 2009 Гунин Ю.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, зима 2009
Рубрика: 
IT-стратегия
Автор: 
Гунин Ю.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.4 (7 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009