Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка архитектуры информационных технологий крупной страховой компании в качестве связующего звена между стратегией бизнеса и стратегией ИТ
Андреев А.С.
выпускник группы MBA CIO-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Аннотация
На сегодняшний день современный бизнес характеризуется постоянно растущими требованиями клиентов и обостряющейся конкуренцией на рынке. Чтобы сохранить свои позиции и успешно развиваться, компании необходимо быстро реагировать на изменения. С другой стороны, сама бизнес-среда подвержена изменениям в связи с реализацией стратегических инициатив, эволюционным ростом, достижением определенного уровня зрелости. Глубокое проникновение информационных технологий в деятельность компании может привести к совершенно разным последствиям, от создания конкурентного преимущества, обеспечив адекватную поддержку бизнеса, до потери завоеванных позиций или части активов.
Следствием проходящих изменений выступает внедрение новых или интеграция существующих бизнес-процессов, требование в поддержке принятий решений и инновационных подходов, перераспределение финансовых потоков. Совокупность процессов и подходов в операционной и стратегической деятельности компании, а также ясное понимание основного источника конкурентных преимуществ позволяет говорить об объединяющей концепции в проектировании целевой модели бизнеса. Такой концепцией, связующим высокоуровневым элементом, может считаться архитектура предприятия, составной частью которой являются информационные технологии.
Среда, которая позволила выделить архитектурный элемент предприятия, требует способ обеспечения связей между бизнес-целями и ИТ, требует единого, синхронного подхода, который приводит к созданию единой архитектуры бизнеса. При этом правила построения бизнеса на уровне процессов, людей и организационных структур должны быть синхронизированы с самого начала с правилами управления структурами и стандартами в области ИТ. Таким образом, достигается естественная гармонизация бизнеса и ИТ, что позволяет говорить об управлении последним в ключе управления бизнесом и появлении самостоятельной компоненты – архитектуры информационных технологий.
Вместе с тем, непосредственно архитектура информационных технологий предприятия не описывает конкретные технические решения отдельных информационных систем, но позволяет получить существенную выгоду для бизнеса организации в целом. Основные аспекты связаны с повышением эффективности эксплуатации информационных систем, снижением рисков инвестиций в ИТ, а также с повышением гибкости или возможности относительно простой адаптации под изменяющиеся внешние условия и требования бизнеса.
Для построения архитектуры ИТ существует множество различных методик. Большинство из них включает в себя четыре основных компонента:
- Бизнес-архитектура, которая описывает деятельность организации с точки зрения ее ключевых бизнес-процессов.
- Архитектура приложений, которая определяет, какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций.
- Архитектура информации (данных). Эта область определяет, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов, а также для обеспечения стабильности и возможности долговременного использования этих данных в прикладных системах.
- Архитектура инфраструктуры (технологическая, системная архитектура). Определяет, какие обеспечивающие технологии необходимы для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции.
В общем виде можно сказать, что существуют два принципиально различных подхода в разработке архитектуры ИТ:
- Подход «сверху-вниз» предполагает достаточно широкий охват проблем и точное следование формальному процессу. Он начинается со сбора информации, требующейся для описания различных доменов архитектуры «как есть». Далее следует этап, связанный с описанием и реинжинирингом бизнес-процессов, консолидации прикладных систем, выстраивание архитектуры данных и, наконец, стандартизация технологической архитектуры.
- Подход «снизу-вверх», когда процесс начинается со стандартизации инфраструктурных технологий (технологическая архитектура), а затем развивается в направлении решения проблем более высокого уровня и, в конечном итоге, решает вопросы, связанные с бизнес-архитектурой.
Каждый из указанных подходов, обладает рядом преимуществ и недостатков. Кроме того, следует учитывать такой фактор как, возможность быстрой демонстрации видимых результатов и отдачи, включая финансовой, для вовлеченности и поддержки со стороны высшего руководства. Такими результатами может обеспечить только подход «снизу-вверх», когда самые «горячие», приоритетные проблемы решаются в первую очередь, масштаб и сложность проекта растет постепенно, ориентация на решение технологических задач соответствует ключевой области экспертизы ИТ-службы. С другой стороны, проблемы, связанные с неэффективностью и, возможно, большим количеством излишних бизнес-процессов, с наличием разнообразного набора прикладных систем, многочисленными инициативами, направленными на автоматизацию малоценных бизнес-функций, возможно решить только тогда, когда с самого начала создается ясное видение существующей ситуации в целом и сформулированы бизнес-потребности и цели – это все свойственно подходу «сверху-вниз».
Резюме
В работе описывается технология разработки архитектуры информационных технологий, как обязательного компонента реализации бизнес-стратегии и связующего элемента со стратегией ИТ. Приводится содержательная постановка проблемы архитектуры ИТ, ее роль и место в современной деловой среде, описываются методологические и научные аспекты разработки архитектуры ИТ. Рассматривается процесс разработки архитектуры ИТ на примере крупной страховой региональной компании.
Состояние информационных технологий «as is»
Текущее состояние информационных технологий можно охарактеризовать следующей последовательностью причинно-следственных событий и их связей:
Симптомы:
• Стратегические цели не прозрачны — ИТ-видение не согласовано, что выражается в наличии большого количества маленьких и фрагментированных задач.
• Невозможность обоснования нужных проектов ИТ-менеджерами.
• Отсутствуют критерии определения ценности отдельного проекта и его вклада в развитие Компании.
• Временные инициативы по сокращению ИТ-расходов, которые не обоснованы и несут риск снижения эффективности ИТ в краткосрочной перспективе.
Следствие:
• Большое количество активных ИТ-проектов, не прошедших адекватный отбор и слабоуправляемых.
• Возможность появления задач вне бюджета, также как наличие включенных в бюджет, но не начатых.
• Отсутствие либо неадекватность инвестиций в развитие ИТ, предпочтение отдается технологическим и инфраструктурным, поддерживающим проектам.
• Отсутствует понимание связанной программы ИТ, существование неуправляемых конфликтов между ИТ-проектами.
• Постоянная нехватка компетенций и перегрузка существующих ресурсов.
• Отсутствие четкого механизма оценки выгод реализации задач.
Результат:
• Существование разных целей ИТ и бизнеса.
• Снижение вклада ИТ в развитие Компании.
• Наличие практики объемного ручного труда.
• Параллельное с ручным, исполнение, даже условно автоматизированных, бизнес-процессов.
• Количественные затраты на ИТ не позволяют увидеть бизнесу, что он получает за свои расходы.
• Дублирование затрат на ИТ между регионами и подразделениями, задачами и проектами.
Такое положение дел демонстрирует существования двух отдельных, несогласованных между собой стратегий развития – бизнеса и информационных технологий. Если принять терминологию, в которой под стратегией понимается «общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования», то отчетливо видна необходимость согласования не только самих стратегий, но и целей, как основных факторов формирования стратегий.
Удобным способом синхронизации целей, а равно и стратегий, может считаться разработка архитектуры информационных технологий в качестве связующего звена между стратегией бизнеса и стратегией ИТ.
Таким образом, бизнес-стратегия задает направление развития бизнеса формируя цели и задачи, бизнес решения и изменения; архитектура ИТ формирует потребности и приоритеты, основанные на потребностях бизнеса, ориентированные на будущие потребности и сфокусированные на прикладных системах, предоставляет поддержку бизнеса; стратегия ИТ формирует реализацию и инфраструктуру сервиса, основанного на проектах, ориентированного на решение текущих задач и сфокусированного на технологиях, позволяет реализовывать целевую архитектуру.
Подход к разработке архитектуры ИТ
Ключом к построению хорошей бизнес-архитектуры является определение бизнес-процессов, их функций и характеристик. Это становится основой для построения архитектуры приложений, которые обеспечивают эти процессы. Gartner рекомендует начать с построения высокоуровневых моделей бизнес-процессов предприятия. Начальным этапом для этого является определение классов бизнес-процессов. Под классом бизнес-процессов понимается группа процессов, которые состоят из большого числа одинаковых бизнес-активностей. Другим определением классов будут выступать компетенции, а отдельных бизнес-процессов – бизнес-компоненты или бизнес-домены.
Компонентное, на основании бизнес-доменов, представление бизнес-архитектуры позволяет сформировать матрицу взаимосвязанных представлений бизнес-архитектуры и архитектуры ИТ, что приводит к согласованному и сбалансированному управлению инициативами в области ИТ.
Назначения приоритетов автоматизации основывалось на ряде правил, к ним относились проверка на соответствие стратегическим целям Компании автоматизируемой области бизнес-процессов, текущий уровень развития, потенциал автоматизации и т.д. Все это позволило объективно ответить на вопрос «что?», «в какой последовательности?», а самое главное с помощью «каких информационных систем» необходимо автоматизировать.
Приложения не только позволяют автоматизировать бизнес-процессы, но и управляют информацией. Был сформулирован вопрос: «Какая информация должна быть предоставлена для того, чтобы эти процессы могли выполняться теми, кто их должен выполнять?». Эта задача была решена разработкой архитектуры информации, которая описывает процессы обработки информации, основные информационные объекты, связанные с бизнес-событиями, информационные потоки, принципы управления информацией.
Роль архитектуры предприятия в его бизнес-деятельности
Широко известно, что за последние десятилетия роль ИТ была радикально пересмотрена. ИТ сегодня выступает не столько в качестве инструмента поддержки реализации бизнес-стратегии, а скорее в качестве мощного средства управления и формирования самой бизнес-стратегии. Такая роль, стратегически намного более существенная, заставила проводить углубленные практические изыскания во все более активной форме вокруг понятия архитектуры предприятия.
К сожалению, нет общепринятого стандартного определения архитектуры предприятия. Malan и Bredemeyer (2005) объясняют, что понятие архитектуры происходит от “развитие архитектуры технологий, как составной части архитектуры предприятия (enterprise architecture as technology architecture, EA = TA), к архитектуре предприятия, в котором ИТ выступали в более широком смысле, нежели технологии (architecture as enterprise-wide IT architecture, EA = EWITA), и, наконец, к архитектуре предприятия, как комплексной архитектуре, охватывая бизнес-архитектуру наряду с архитектурой ИТ (business architecture with enterprise-wide IT architecture, EA = BA + EWITA).” Следовательно, есть много определений, которые отличаются, главным образом, их областью видимости. Такое определение позволяет включить бизнес-архитектуру, поэтому в своей работе я буду обращаться к архитектуре предприятия, как к термину с наибольшей областью видимости.
Типы архитектуры ИС
При всем многообразии возможных решений оказывается, что типов архитектуры ИС не так уж и много. На сегодняшний день четкими границами обладают четыре таких типа, основанных на соответствующих моделях интеграции:
1. Лоскутный архипелаг
2. Доминирующее решение
3. Набор лучшей функциональности
4. Сервисно-ориентированная среда
Каждый из этих типов архитектуры имеет свой специфический способ обеспечения взаимодействия компонентов и окружения ИС, а также свои границы эффективного использования.
Литература
1. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005
2. Чернов А.В. Материалы курса «Архитектура бизнес-систем» – Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ. 2009. Часть 1-5
3. Ананьин В. И. Материалы курса «ИТ-стратегия и бизнес-стратегия фирмы» – Школа IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ. 2008.
4. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2001.
5. Ананьин В. И. Устойчивость управления ИТ-проектами в условиях неопределенности. Управление проектами. 2005. № 1, 2 (М., ИД Гребенникова).
6. Ананьин В. И. Формирование архитектуры корпоративной информационной системы путем естественного отбора. Intelligent Enterprise. 2006. № 17.
7. Keltikangas E. Enterprise Architecture Documentation аnd Representation. Helsinki University Of Technology. 2006
8. Malan, R., and Bredemeyer, D. Enterprise Architecture as Strategic Differentiator. Enterprise Architecture Executive Report. 8(6). Cutter Consortium. 2005
9. Ross, J.W. Creating a Strategic IT Architecture Competency: Learning in Stages. MIT Sloan CISR Working Paper No. 335, Massachusetts Institute of Technology
10. Ross, J.W. Forget Strategy: Focus IT on your Operating Model. MIT Sloan CISR Research Briefing 2005, Vol. V, No. 3C.
11. Rozanski, N., and Woods, E. Software Systems Architecture: Working with Stakeholders Using Viewpoints and Perspectives. Addison-Wesley, Reading, MA, 2005
12. IEEE, Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems. IEEE Std 1471-2000, IEEE
13. Темненко В. Быть или не быть TOGAF: распространение архитектуры предприятия за границы RUP. IBM developerWorks Россия. http://www.interface.ru/home.asp?artId=5082
14. Pedro Sousa, Carla Marques Pereira. A Method to Define an Enterprise Architecture using the Zachman Framework. ACM Symposium on Applied Computing. 2004
15. Zachman, J. A. 1999. A framework for information systems architecture. IBM Syst. J. 38, 2-3 (Jun. 1999), 454-470.
16. http://www.opengroup.org/togaf/
17. http://www.nascio.org/
Copyright © 2009 Андреев А.С.
- Войдите на сайт для отправки комментариев