Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Создание нового направления бизнеса для машиностроительного предприятия



Масютин О.С.
выпускник группы MBA CIO-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

Сфера услуг играет все более значимую роль в мировой экономике. Российский сервисный сектор, долгое время не относившийся к приоритетным отраслям отечественного народного хозяйства, претерпел за последние годы кардинальные изменения.

Отечественные машиностроители теряют позиции на рынке. Скоро невысокое качество продукции и услуг невозможно будет компенсировать низкими ценами. Потребитель желает получать качественный сервис, а заводы все реже могут его обеспечивать. Для большинства отечественных машиностроительных предприятий грамотно организованное послепродажное обслуживание собственной продукции – непозволительная роскошь. Лишь немногие предприятия осознали, что развитый сервис может стать для них одним из ключевых конкурентных преимуществ перед отечественными и зарубежными производителями. Еще меньше компаний смогли наладить такой сервис. Дело в том, что организация качественного сервиса требует серьезных инвестиций, а большинство отечественных заводов не могут похвастаться наличием свободных денежных средств.

Наблюдаемая сейчас тенденция – когда машиностроители, с одной стороны, и потребители их продукции – с другой, концентрируются на ключевых направлениях своего бизнеса – стимулирует появление новых независимых сервисных компаний. В результате все больше составляющих производственного процесса, а также обеспечивающих функций (в том числе и сервиса) будет выводиться на аутсорсинг.

О предприятии

"ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» – лидер на рынке электротехнической промышленности России – имеет огромный потенциал для развития, который обеспечивается его устойчивым положением среди российских производителей крупных электрических машин." Торговая марка ОАО «СЭЗ» отождествляется потребителями с высоким качеством продукции, обеспечиваемое высококвалифицированными кадрами.

"ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» специализируется на производстве синхронных и асинхронных электродвигателей трехфазного переменного тока мощностью от 30 до 2000 кВт, синхронных генераторов переменного тока мощностью от 50 до 1000 кВт. Значительное место в номенклатуре занимают электроводонагреватели и электрокотлы, вентиляторы промышленного назначения, дымососы."

Текущая ситуация

Мировой экономический кризис оказал серьезное негативное влияние на машиностроительную отрасль Российской Федерации. В связи с падением спроса на продукцию, предприятия отрасли вынуждены принимать антикризисные меры: сокращать персонал, искать новые ниши на рынке, расширять номенклатуру выпускаемых изделий и услуг, рассчитывать на государственную поддержку и т.д. На сегодняшний день ситуация на рассматриваемом предприятии не стабильна. Снизился спрос на продукцию предприятия, производственные мощности загружены на 50%, поступление материалов и комплектующих осуществляется не ритмично, ощущается острый дефицит в денежных средствах, растет дебиторская и кредиторская задолженность. В тоже время растет спрос на сервисные услуги по проведению ремонтов, шеф-монтажу и пуско-наладке электрических машин. Все вышеперечисленные факторы побудили руководство компании задуматься об освоении нового вида бизнеса – оказание сервисных услуг.

На сегодняшний день предприятие обладает необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом. Основной проблемой является отсутствие формализованного бизнес-процесса и владельца процесса. Еще одной проблемой является наличие линейно-функциональной организационной структуры на предприятии, которая не способствует нацеленности участников процесса на результат.

Моделирование бизнес-процесса

В ходе изучения курса по моделированию бизнес-систем мной был смоделирован процесс «Выполнение шеф-монтажных и пуско-наладочных работ».

Процесс проведения пуско-наладки и шеф-монтажа электрических машин состоит из нескольких этапов:
1. Перевозка электрической машины к месту эксплуатации.
2. Подготовка к работе.
3. Монтаж.
4. Техническое обслуживание.
5. Диагностика состояния.
6. Наладка систем возбуждения.
7. Испытания.
8. Технический аудит.

Моделирование проведено с помощью CASE системы BPWin, в основе которой лежит стандарт IDEF0 по методологии SADT, с точки зрения руководителя предприятия.

Моделирование производилось в два этапа:
1. Построена IDEF0-модель по принципу «Как есть»
2. Построена IDEF0-модель по принципу «Как должно быть»

В качестве системы оценки эффективности бизнес-процесса использовался механизм – система сбалансированных показателей, но с учетом особенностей машиностроительной отрасли – ССП машиностроительного предприятия.

"SADT — методология структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования. Этот процесс хорошо отлажен, потому что при разработке проекта специалисты выполняют конкретные обязанности, а библиотекарь обеспечивает своевременный обмен информацией.

SADT возникла в конце 60-х годов в ходе революции, вызванной структурным программированием. Когда большинство специалистов билось над созданием программного обеспечения, немногие старались разрешить более сложную задачу создания крупномасштабных систем, включающих как людей и машины, так и программное обеспечение, аналогичных системам, применяемым в телефонной связи, промышленности, управлении и контроле за вооружением. В то время специалисты, традиционно занимавшиеся созданием крупномасштабных систем, стали осознавать необходимость большей упорядоченности. Таким образом, разработчики решили формализовать процесс создания системы, разбив его на следующие фазы:
1. Анализ — определение того, что система будет делать,
2. Проектирование — определение подсистем и их взаимодействие,
3. Реализация — разработка подсистем по отдельности,
4. Объединение — соединение подсистем в единое целое,
5. Тестирование — проверка работы системы,
6. Установка — введение системы в действие,
7. Эксплуатация — использование системы.

IDEF0 — методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматривается логические отношения между работами, а не их временная последовательность.

Заключение

Постоянно повышающиеся требования к ведению бизнеса приводят к необходимости усовершенствования бизнес-процессов." В результате проведенного моделирования процесса получены следующие положительные результаты: формализован процесс оказания сервисных услуг, процесс стал управляемым, определен владелец процесса, определены участники процесса и их роли, участники процесса нацелены на результат, выделены основные подпроцессы (функции), устранены разрывы между производством основной продукции и производством комплектующих для проведения сервисных услуг. Полученные результаты способствовали улучшению основных финансово-экономических показателей эффективности бизнеса-процесса.

Copyright © 2009 Масютин О.С.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, зима 2009
Рубрика: 
Бизнес-процессы
Автор: 
Масютин О.С.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009