Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Применение элементов методологии Balanced Scorecard для постановки и совершенствования управленческого учета на предприятиях общественного питания

Андреева Т.Ю.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Цель работы.

Изучение методических основ теории Balanced Scorecard для применения ее элементов в задачах управленческого учета на предприятиях общественного питания и разработка на этой основе практических рекомендаций по внедрению программного обеспечения автоматизации управленческого учета в сети ресторанов Кофемания.

Введение.

Бизнес, вступивший в стадию зрелости, всегда нуждается в пристальном анализе, переосмыслении управленческих технологий, часто в реинжиниринге бизнес-процессов. Особенно эта потребность усиливается в период нарастающего кризиса, когда угроза потерять результаты многолетней работы становится реальной. На стадии зрелости в компании с одной стороны накоплен колоссальный  опыт, отточены профессиональные навыки, сформирована самобытная корпоративная культура, собраны ценнейшие информационные архивы. Однако, с другой стороны, длительный период активного роста, когда задачам оптимизации ресурсов, поиска эффективных аналитических инструментов и управленческих технологий особого значения не придавалось, сформировал привычку добиваться целей любой ценой, не обращая внимания на потери и просчеты. В новых условиях, когда подобный стиль работы становится, очевидно, неприемлемым, перед менеджментом компании встает непривычно сложная задача самореструктуризации.

Компания, на примере которой построена данная работа, оказалась именно в такой ситуации. Это сеть московских ресторанов. Их бренд популярен и узнаваем. Общепризнанно исключительно высокое качество их блюд и напитков, особенно кофейных. В течение 14 лет им удается удерживать этот уровень, несмотря на расширение сети и крайне неблагоприятные внешние условия на продуктовом рынке. Однако, теперь, чтобы двигаться дальше, необходимо укрепить «тыл». Настал момент обратиться к мировому опыту, к  классическим теориям и методам, разработанным наукой о Менеджменте. В качестве базовой методологии, а также инструмента анализа и мониторинга развития бизнеса была выбрана теория BalancedSсorecard (BSC). Почему BSC?  Главная привлекательная черта этой теории – мощность и гибкость принципов.  BSC – это, прежде всего, подход, допускающий самые широкие интерпретации. Образно говоря, это форма, которую каждая компания наполняет своим собственным содержанием. ВнедрениеBSC требует определенного уровня зрелости компании, выстроенности бизнес-процессов, а также высокого уровня информационных технологий с достаточной глубиной информационных архивов. И есть еще одна исключительно важная особенность BSC. Внедрение BSC– это всегда командная работа, мозговой штурм, коллективные решения. Поэтому успеху внедрения очень сильно способствует сплоченность и слаженность работы команды. Разнообразные преобразования процессов в компании постоянно инициируются менеджерами на разных уровнях и в разных подразделениях независимо друг от друга. Как правило, они не просто не согласованы, но и противоречивы. Каждый менеджер стремится усовершенствовать процессы в доступной ему зоне ответственности, не видя и не понимая  целостной картины бизнеса. Методология BSC дает инструмент для согласования таких инициатив, поиска приоритетов и совместной выработки общей, принятой всеми заинтересованными сторонами стратегии преобразований. Все описанные предпосылки для успешного внедрения BSC присутствуют в исследуемой компании. Однако проект  полномасштабного внедрения BSC по всем организационным уровням на своем начальном этапе выглядит  слишком сложным и неподъемным для реализации в разумные сроки. Поэтому необходим подготовительный период, в течение которого менеджмент компании попытается взглянуть на имеющиеся проблемы и способы их решения  с точки зрения теории BSC. В данной работе описывается процесс формирования такого взгляда на примере нескольких  отдельно взятых задач и бизнес-процессов, связанных с товародвижением и управленческим учетом сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в сети точек общественного питания. Также сделана попытка продемонстрировать значение информационных технологий как инструмента для реализации стратегических мероприятий. Наглядно показан процесс увязывания проектов по автоматизации отдельных участков бизнеса в целостную стратегическую карту задуманных преобразований.

Структура и задачи.

Работа  состоит из трех глав: теоретической, методической и практической.

В первой главе рассмотрены ключевые идеи теории Balanced Scorecard в их классической интерпретации. Определены понятия стратегических целей, перспектив стратегической карты, причинно-следственных цепочек, показателей и стратегических мероприятий. Отдельно рассмотрена технология каскадирования. Дан сравнительный анализ  теории BSC и Контроллинга, а также теории BSC и управленческого учета.

Во второй главе исследуются способы адаптации классических положений теории BSC к конкретному бизнесу предприятия общественного питания. Основная идея – возможность применения принципов BSC к отдельно взятому бизнес-процессу, в частности к процессу управленческого товарного учета. Здесь разработаны две стратегические карты для анализируемой компании, а также система показателей, измеряющих степень достижения объявленных в стратегических картах целей. Дано детальное описание всех целей стратегических карт, их взаимосвязей и способов измерения.

Третья глава посвящена описанию проведенных в компании стратегических мероприятий, реализующих цели разработанных стратегических карт. На примере реальных проектов продемонстрированы возможности информационных систем как инструмента для сбора, хранения и обработки данных, необходимых для расчета как текущих, так и прогнозных значений показателей. Даны рекомендации по дальнейшему развитию ИТ сервисов во взаимосвязи со стратегическими инициативами компании.

Выводы и результаты.

Наиболее важным методическим результатом проделанной работы явилось создание нескольких важных предпосылок для комплексного внедрения подхода BSC в компании:

  • Введена практика совместного формулирования общих стратегических целей в команде ТОП менеджеров.
  • Появились первые прецеденты преодоления локальных интересов подразделений в пользу общей стратегической цели.
  • Осознана необходимость количественной оценки степени достижения любых поставленных целей, в том числе трудно измеряемых.
  • Инициированы серьезные мероприятия по реорганизации процессов товарного управленческого учета в соответствии с разработанными стратегическими картами.
  • С другой стороны, в процессе работы для достижения объявленных стратегических целей и расчета соответствующих показателей были сформулированы дополнительные требования к программным процедурам и приложениям корпоративной информационной системы, некоторые из которых были частично реализованы. В целом, данной работой была предпринята попытка выстроить правильную логическую цепочку процесса преобразований в компании: от формулирования стратегии к внедрению технических инструментов через разработку измеряемых показателей.

    Рубрика: 
    Корпоративные системы управления
    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009