Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Внедрение информационной системы противодействия отмыванию доходов в коммерческом банке
Круглов Н.И.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Финансовая безопасность и стабильность государства во многом зависит от правового функционирования его банковской системы. Коммерческие банки в ее составе должны осуществлять контроль законности деятельности клиентов в соответствии с банковским законодательством.
В настоящее время ужесточился контроль за деятельностью банков со стороны надзорных органов, в лице Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД ФТ). Основным законодательным актом, определяющим требования к банкам в этом направлении, является Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Дальнейшее развитие законодательства в этом направлении осуществляется на основе этого закона. Банк России совместно с Росфинмониторингом проводят оздоровление банковской системы Российской Федерации. Результатом этой деятельности является существенное развитие законодательства в области ПОД ФТ и сокращение числа коммерческих банков, несоблюдающих данное законодательство.
Банки подвергаются риску вовлечения их в процесс отмывания доходов, полученных преступным путем. Сфера деятельности клиентов, которые могут использовать банки для этих целей, очень разнообразна. Сферами деятельности с высокими рисками являются топливно-энергетический комплекс, оборонно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Снижение уровня легализации денежных средств, проходящих через коммерческий банк (Банк), является одной из главных задач руководства Банка, так как Банк России имеет право отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности. В последнее время он этим правом очень часто пользуется. Только в 2015 году на момент написания тезисов были отозваны 53 лицензии за несоблюдение законодательства в данной области.
Банки обязаны предоставлять сведения по операциям клиентов, подлежащим обязательному контролю, а также по необычным операциям, которые могут быть признаны подозрительными.
Крупный Банк не может выполнить требования Банка России по противодействию легализации, по предоставлению обязательной отчетности, по проведению анализа и различных расследований без использования информационной системы промышленного уровня. В первую очередь, это обусловлено двумя важными обстоятельствами:
- Банк является высокотехнологичной организацией и стремится быть лидером на рынке предоставления клиентам новых услуг, опережающих конкурентов, стремится к развитию и привлечению новых клиентов, все это влечет за собой появление новых информационных систем, генерирующих операции, подлежащих контролю;
- Банк обязан предоставлять отчетность по операциям клиентов в течение ограниченного периода времени; на текущий момент задержка возможна не более, чем на два банковских дня.
Объектом исследования данной аттестационной работы является деятельность Департамента крупного Банка, отвечающего за противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем (Департамент ПОД).
Предметом исследования является внедрение информационной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (ИС), позволяющей автоматизировать большую часть трудоемких бизнес-процессов Департамента ПОД.
Для внедрения ИС был инициирован проект.
Основной целью проекта внедрения ИС является снижение уровня легализации денежных средств, полученных преступным путем, клиентами Банка.
Реализация основной цели проекта достигается выполнением следующих задач:
1. Внедрение промышленного программного решения, удовлетворяющего требованиям Банка и регуляторов банковского сектора Российской Федерации по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и выявлению других подозрительных операций;
2. Интеграция внедряемого решения в существующую информационно-техническую инфраструктуру Банка;
3. Обеспечение необходимыми и достоверными данными внедряемого решения;
4. Обучение сотрудников Департамента ПОД работе с новой ИС.
Так как в Российской Федерации система ПОД ФТ начала формироваться сравнительно недавно, а актуальность ее возросла лишь в последние годы, то среди отечественных производителей нет еще зарекомендовавших себя поставщиков промышленных решений в данной области.
В Банке был проведен предпроект, целями которого являлись:
- выбор промышленного решения для внедрения;
- выбор источников данных для выбранного решения.
Среди иностранных компаний, разрабатывающих промышленные решения в области ПОД (Anti-Money Laundering - AML), можно выделить следующие: NICE Actimize, Oracle, SAS, Fiserv.
Для внедрения была выбрана система Actimize Anti-Money Laundering (Actimize AML) компании NICE Actimize. На выбор данной системы оказали следующие факторы:
- наличие компании-интегратора по месту нахождения Банка, имеющей компетенции в области внедрения данной ИС и Российского законодательства;
- наличие русскоязычного интерфейса.
Система построена по модульному принципу, в состав входят три основных модуля:
1. Customer Due Diligence - модуль проверки и аудита по клиентам;
2. Suspicious Activity Monitoring – модуль определения подозрительных операций;
3. Watch List Filtering - модуль обработки «черных» списков.
ИС обладает большими функциональными возможностями, позволяет гибко реализовать различные правила мониторинга клиентов и операций. На основе правил формируются оповещения, которые в дальнейшем обрабатывает бизнес-пользователь.
Особенность системы заключается в том, что есть различия в применении системы противодействия отмывания доходов в России и за рубежом. Российское законодательство требует предоставления отчетности по операциям клиентов, а западные надзорные органы отслеживают деятельность клиента по различным факторам риска, которые в процессе его обслуживания изменяются.
Реализация проекта по внедрению ИС проходила модульно и поэтапно. Основными этапами реализации были следующие:
- Инициация проекта;
- Интеграция данных;
- Развертывание решения;
- Внедрение.
После последнего этапа система была передана в опытно-промышленную эксплуатацию (ОПЭ). В процессе ОПЭ более точно настраивались правила мониторинга, устранялись выявленные дефекты.
Внедрение данной системы позволило снизить риски Банка по вовлечению его в процесс отмывания доходов, полученных преступным путем. Это стало возможным благодаря следующим внедренным возможностям системы:
- высокая скорость и качество отбора операций, подлежащих обязательному контролю;
- гибкая настройка правил анализа необычных операций;
- большие возможности по проведению расследований;
- анализ структуры клиентской базы по факторам риска;
- проверка всей клиентской базы по различным спискам;
- отслеживание тенденций в изменении действий клиентов.
Цель проекта достигнута, задачи по достижению цели выполнены.
- Войдите на сайт для отправки комментариев