Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Анализ и оценка качества программного продукта - информационной системы автоматизации делопроизводства на платформе Documentum
Нельга Т.Н.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Актуальность работы: Анализ и оценка качества программного продукта после внедрения в организации позволяет системно выделить проблемные зоны, своевременно спланировать корректирующие мероприятия, как в организационно-методической работе, так и при формировании заданий на доработку программного продукта.
Основная задача работы: выявление сильных и слабых сторон параметров качества системы автоматизации делопроизводства за двух летний период ее эксплуатации.
Способ решения задачи: методика мультикритериального анализа качества программного продукта, на основе подхода, разработанного сотрудниками Ивановского государственного химико-технологического университета.
Предложенный подход позволил сформулировать и описать характеристики программного продукта, оказывающие непосредственное влияние на его качество, выявить перечень сильных и слабых сторон, достоинства и недостатки.
Основные стадии используемой методики
1-я стадия. Установление требований к качеству.
Целью начальной стадии являлось установление требований в терминах характеристик качества и возможных комплексных показателей (подхарактеристики).
2-я стадия. Подготовка к оцениванию.
Целью второй стадии является подготовка основы для оценивания.
3-я стадия. Процедура оценивания.
Цели создания системы автоматизации делопроизводства:
повышение эффективности управления с помощью комплексной автоматизации процессов подготовки и принятия управленческих решений;
совершенствование организации делопроизводства с применением современных информационных технологий;
создание системной основы для постепенного перехода к безбумажным методам работы с документами.
Для достижения поставленных целей решены следующие задачи:
1. совершенствование взаимодействия исполнителей в процессе документооборота;
2. формирование корпоративного информационного хранилища делопроизводственных данных;
3. обеспечение функций работы с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭП);
4. обеспечение формирования максимально полной, достоверной и актуальной информации о документах, циркулирующих в Организации, в том числе о количестве документов (поступивших, созданных, отправленных, обработанных, исполненных, неисполненных) за определенный период времени, по видам документов; о группах документов, корреспондентах, произведенных с документами действиях;
5. обеспечение возможности прогнозирования процессов, происходящих в сфере документооборота и делопроизводства.
6. обеспечение автоматизированной поддержки деятельности сотрудников, занятых в сфере делопроизводства и документооборота,
Эффект от внедрения системы:
Маркетинговое исследование: Результат проведенных исследовательских работ обеспечил возможность принятия решения о целесообразности покупки программного продукта, учитывающий следующие составляющие:
Критерии выбора информационной системы: Понятность, Удобность, Надежность, Адекватность, Солидность фирмы разработчика.
Анализ качества программного продукта
Решение основной задачи построено на основании процессов рабочего проектирования, разработки и внедрения жизненного цикла создания системы.
Оценка качества программного продукта включала в себя выбор номенклатуры показателей их оценку, проведенную на сопоставлении полученных результатов с базовыми.
С использованием вышеперечисленных действий была составлена таблица показателей качества. На основании полученных результатов сформирована модель качества для выражения оценки показателей качества ПП.
По результатам проведенного анализа составлено заключение о каждом базовом показателе качестве программного продукта, а проведенный анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны ПП в приоритетных группах показателей.
Качество рассматриваемого программного продукта характеризовалось набором свойств, определяющим, насколько продукт «хорош» с точки зрения заинтересованных сторон проводившим оценку таких как функциональный заказчик продукта, конечный пользователь, разработчики и тестировщики продукта, инженеры поддержки.
Согласно проведенной оценке, анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны ПП в приоритетных группах базовых показателей.
Наилучшим показателем качества ПП определен показатель Эффективность.
Сильные стороны показателя выразились:
Сильная сторона показателя Универсальность определилась в успешной результативной интеграции рассматриваемого ПП с другими ИС, функционирующими в Организации, а также с различными приложениями и средствами разработки.
Сильные характеристики показателя Корректность проявились в отсутствии в ПП ошибок, допущенных разработчиком на различных этапах проектирования, а так же в соответствии эксплуатируемой функциональности основным бизнес-процессам делопроизводства организации.
Доминирующей характеристикой показателя Применимость – это успешно функционирующая служба поддержки системы, занимающейся сопровождением системы. Техподдержка позволила разрешать пользователем системы, возникающие конкретные проблемы с ПП и его использованием. Разработанные и утвержденные регламенты по взаимодействию сервисной организации с ФЗ позволили определить длительность инцидентов пользователей и гарантировать в срок разрешение возникающих вопросов.
Показатель Разработка. Самая высшая оценка была определена критерию «Бюджет проекта» - фиксированное время, затраченные средства на создание ПП полностью соотносились и удовлетворяли требованиям к Системе. Успех определялся:
правильно выстроенными и согласованными разработчиком ПП с ФЗ приоритетами функций для установления состава работ;
привлечением ФЗ к управлению требований ПП, соотносящихся с его ожиданием и основываясь на точных оценках.
Важным фактором, обеспечивающим успех, явилось использование опыта прошлых разработок компанией-разработчиком, а так же специалистов, обладающих компетентностью и объективностью экспертной оценки, знаниями существенных особенностей внедряемого продукта.
Сильной стороной показателя Сопровождение являлось удобство программирования и отладки ПП, что позволяло выявлять серьёзные ошибки, которые не проявлялись при нормальном ходе выполнения программы, однако были весьма опасны для безопасности всей системы в случае целенаправленной атаки.
Показатель Надежность. Причиной, послужившей низкой оценки, явился 8 часовой простой системы, вызванный сбоем ее работоспособности. Время простоя сбоя превышало время, определенное требованиями к Системе.
Сильной стороной рассматриваемого показателя является безопасность функционирования системы, характеризующаяся отсутствие проявления внешних угроз в период ее эксплуатации.
Слабой стороной внедренной системы явилось отсутствие полноты документированности технических решений системы разработчиком ПП.
На первоначальном этапе сопровождения и развития системы силами эксплуатирующей организации, разработанный код программы был слабо пригоден для модификации существующих процессов, что влияло на увеличение трудозатрат на разработку дополнительной функциональности.
Система имела высокую степень кастомизации – существенный отход от предполагаемого простого стандартного решения на разрабатываемой платформе.
Слабая сторона ПП проявилась и в том, что конфигурация существующего ландшафта тестирования и контроля качества не полностью повторяла конфигурацию продуктивного ландшафта в части аппаратных средств, что затрудняло осуществлять перенос разработанной и протестированной дополнительной функциональности на продуктивную среду. Требовалось тщательное повторное комплексное квалификационное тестирование с целью идентификации выявленных дефектов, их отладки на продуктивном ландшафте, что значительно влияло на увеличение трудозатрат по переносу новых компонент продукта.
Двухлетний опыт эксплуатации Системы показал, что разработанная и эксплуатирующая Система соответствует требованиям, предъявленным в техническом задании. Система является надежной, т.к. она сохраняет работоспособность при возникновении сбоев и полезной, т.к. задачи, которые она решает, представляют практическую ценность для Организации.
Выводы
Проведенный анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны программного продукта, что позволит организовать ее более эффективное сопровождение и дальнейшую модернизацию.
- Войдите на сайт для отправки комментариев