Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Анализ и оценка качества программного продукта - информационной системы автоматизации делопроизводства на платформе Documentum

Нельга Т.Н.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Актуальность работы: Анализ и оценка качества программного продукта после внедрения в организации позволяет  системно выделить проблемные зоны, своевременно спланировать корректирующие мероприятия, как в организационно-методической работе, так и при формировании  заданий на доработку программного продукта.

Основная задача работы: выявление сильных и слабых сторон параметров качества системы автоматизации делопроизводства за двух летний период ее эксплуатации.

Способ решения задачи: методика мультикритериального анализа качества программного продукта, на основе подхода, разработанного сотрудниками Ивановского государственного химико-технологического университета.

Предложенный подход позволил сформулировать и описать характеристики программного продукта, оказывающие непосредственное влияние на его качество, выявить перечень сильных и слабых сторон, достоинства и недостатки.

Основные стадии используемой методики

1-я стадия.    Установление требований к качеству.

Целью начальной стадии являлось установление требований в терминах характеристик качества и возможных комплексных показателей (подхарактеристики).

2-я стадия.    Подготовка к оцениванию.

Целью второй стадии является подготовка основы для оценивания.

3-я стадия.    Процедура оценивания.

Цели создания системы автоматизации делопроизводства:

повышение эффективности управления с помощью комплексной автоматизации процессов подготовки и принятия управленческих решений;

совершенствование организации делопроизводства с применением современных информационных технологий;

создание системной основы для постепенного перехода к безбумажным методам работы с документами.

Для достижения поставленных целей решены следующие задачи:

1.  совершенствование взаимодействия исполнителей в процессе документооборота;

2. формирование корпоративного информационного хранилища делопроизводственных данных;

3. обеспечение функций работы с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭП);

4.  обеспечение формирования максимально полной, достоверной и актуальной информации о документах, циркулирующих в Организации, в том числе о количестве документов (поступивших, созданных, отправленных, обработанных, исполненных, неисполненных) за определенный период времени, по видам документов; о группах документов, корреспондентах, произведенных с документами действиях;

5. обеспечение возможности прогнозирования процессов, происходящих в сфере документооборота и делопроизводства.

6. обеспечение автоматизированной поддержки деятельности сотрудников, занятых в сфере делопроизводства и документооборота,

Эффект от внедрения системы:

  • строгое соблюдение функционального распределения обязанностей, исключение дублирования функций;
  • объединение в единый делопроизводственный цикл всех структурных подразделений Организации;
  • эффективный контроль над ходом исполнения документов и поручений;
  • возможность коллективной работы с документами для достижения высокой степени ее независимости от личных качеств персонала за счет автоматического исполнения большинства формальных процедур;
  • сокращение временных и материальных затрат в ходе исполнения и прохождения документов;
  • сокращение временных затрат при поиске информации о документах, находящихся в текущем делопроизводстве, а также передаваемых на архивное хранение;
  • оперативность доставки документов и поручений исполнителю;
  • организацию и ведение единых информационных (документационных) ресурсов, создаваемых в процессе деятельности организации;
  • переход на электронные формы взаимодействия между подразделениями организации;
  • безопасность хранения и защиты данных.
  • Маркетинговое исследование: Результат проведенных исследовательских работ обеспечил возможность принятия решения о целесообразности покупки программного продукта, учитывающий следующие составляющие:

  • стоимость пакета программ, его функциональные возможности;
  • технические и эксплуатационные характеристики;
  • репутацию фирмы-разработчика;
  • гарантии;
  • обучение работы с пакетом, предоставляемый сервис;
  • предоставление услуг технической поддержки ПП.
  • Критерии выбора информационной системы: Понятность, Удобность, Надежность, Адекватность, Солидность фирмы разработчика.

    Анализ качества программного продукта

    Решение основной задачи построено на основании процессов рабочего проектирования, разработки и внедрения жизненного цикла создания системы.

    Оценка качества программного продукта включала в себя выбор номенклатуры показателей их оценку, проведенную на сопоставлении полученных результатов с базовыми. 

    С использованием вышеперечисленных действий была составлена таблица показателей качества. На основании полученных результатов сформирована модель качества для выражения оценки показателей качества ПП.

    По результатам проведенного анализа составлено заключение о каждом базовом показателе качестве программного продукта, а проведенный анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны ПП в приоритетных группах показателей.

    Качество рассматриваемого программного продукта характеризовалось набором свойств, определяющим, насколько продукт «хорош» с точки зрения заинтересованных сторон проводившим оценку таких как функциональный заказчик продукта, конечный пользователь, разработчики и тестировщики продукта, инженеры поддержки.

    Согласно проведенной оценке, анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны ПП в приоритетных группах базовых показателей.

    Наилучшим показателем качества ПП определен показатель Эффективность.

    Сильные стороны показателя выразились:

  • высокой степенью автоматизации функций БП с учетом функциональной структуры ПП;
  • строгому соответствию техническому требованию в части короткого времени отклика (в соответствии с ожиданиями пользователей) в терминах интервала времени между получением сервером командной строки и посылкой отклика на АРМ пользователя.
  • Сильная сторона показателя Универсальность определилась в успешной результативной  интеграции  рассматриваемого ПП с другими ИС, функционирующими в Организации, а также с различными приложениями и средствами разработки.

    Сильные характеристики показателя Корректность проявились в отсутствии в ПП ошибок, допущенных разработчиком на различных этапах проектирования, а так же в соответствии эксплуатируемой функциональности основным бизнес-процессам делопроизводства организации.

    Доминирующей характеристикой показателя Применимость – это успешно функционирующая  служба  поддержки системы, занимающейся сопровождением системы. Техподдержка позволила разрешать пользователем системы, возникающие конкретные проблемы с ПП и его использованием. Разработанные и утвержденные регламенты по взаимодействию сервисной организации с ФЗ позволили определить длительность инцидентов пользователей и гарантировать в срок разрешение возникающих вопросов.

    Показатель Разработка. Самая высшая оценка была определена критерию «Бюджет проекта» - фиксированное время, затраченные средства на создание ПП полностью соотносились и удовлетворяли требованиям к Системе. Успех определялся:

    правильно выстроенными и согласованными разработчиком ПП с ФЗ приоритетами функций для установления состава работ;

    привлечением ФЗ  к управлению требований ПП, соотносящихся с его ожиданием и основываясь на точных оценках.

    Важным фактором, обеспечивающим успех, явилось использование опыта прошлых разработок компанией-разработчиком, а так же специалистов, обладающих компетентностью и объективностью экспертной оценки, знаниями существенных особенностей внедряемого продукта.

    Сильной стороной показателя Сопровождение являлось удобство программирования и отладки ПП, что позволяло выявлять серьёзные ошибки, которые не проявлялись при нормальном ходе выполнения программы, однако были весьма опасны для безопасности всей системы в случае целенаправленной атаки.

    Показатель Надежность. Причиной, послужившей низкой оценки, явился 8 часовой простой системы, вызванный сбоем ее работоспособности. Время простоя сбоя превышало время, определенное требованиями к Системе.

    Сильной стороной рассматриваемого показателя является безопасность функционирования системы, характеризующаяся отсутствие проявления  внешних угроз в период ее эксплуатации.

    Слабой стороной внедренной системы явилось отсутствие полноты документированности технических решений системы разработчиком ПП.

    На первоначальном этапе сопровождения и развития системы силами эксплуатирующей организации, разработанный код программы был слабо пригоден для  модификации  существующих процессов, что влияло на увеличение трудозатрат на разработку дополнительной функциональности.

    Система имела высокую степень кастомизации – существенный отход от предполагаемого простого стандартного решения на разрабатываемой платформе.

    Слабая сторона ПП проявилась и в том, что конфигурация существующего ландшафта тестирования и контроля качества не полностью повторяла конфигурацию продуктивного ландшафта в части аппаратных средств, что затрудняло осуществлять перенос разработанной и протестированной дополнительной функциональности на продуктивную среду. Требовалось тщательное повторное комплексное квалификационное тестирование с целью идентификации выявленных дефектов, их отладки  на продуктивном ландшафте, что значительно влияло на увеличение трудозатрат по переносу новых компонент продукта.

    Двухлетний опыт эксплуатации Системы показал, что разработанная и эксплуатирующая Система соответствует требованиям, предъявленным в техническом задании. Система является надежной, т.к. она сохраняет работоспособность при возникновении сбоев и  полезной, т.к. задачи, которые она решает, представляют практическую ценность для Организации.

    Выводы

    Проведенный анализ результатов позволил установить недостатки и сильные стороны программного продукта, что позволит организовать ее более эффективное сопровождение и дальнейшую модернизацию.

     

    Рубрика: 
    Корпоративные системы управления
    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009