Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Стратегия и поиск ниши на рынке для ИТ-компании
Лебедев С.С.
Выпускник группы MBA CIO 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В 2005 году вышла книга двух авторов из одной ведущей бизнес-школы, INSEAD. Ким Чан и Рене Моборн выпустили «Стратегию голубого океана». В ней был показан активный рост и хорошая прибыльность компаний, которые сумели реализовать продуктивные бизнес-идеи, создавая не существовавший ранее спрос на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать со множеством конкурентов на тех рынках, где компаний довольно много и действуют привычные правила конкуренции («красный океан» или «алый океан»).
Любая компания хочет показывать быстрый рост. В любой отрасли. Причем, есть области привлекательные, а есть увядающие или те, которые «увядают» насильно. Есть множество факторов, которые могут привести к нежеланию людей развивать бизнес в каком-либо направлении. Куда проще строить свое дело по принципу купи-продай, чем заняться созиданием. Будь то сельское хозяйство или развитие промышленности, создание нового производства, нацеленного не на продажу сырья, а на продажу готового продукта. Есть также понятие моды. К примеру, работать в офисе модно, а на земле – нет. Соответственно, у людей образуется ложное понятие ценностей. Им нужен новый iPhone, но не нужен мотоблок, который стоит столько же. Но телефоном сыт не будешь. Людям меняют представление о ценностях – по крупинкам. Можно процитировать классика. В 18 веке И.А. Крылов писал:
«Прости, любезное село,
Столица мира дорогого;
Прости, ключ чистый, как стекло,
И ты, тенистая дуброва,
В которой часто день бывал
Мне так короток, как минута,
Где часто соловей певал
Так чисто, нежно, как Анюта.
Простите вы, мои друзья,—
Из недр спокойства и свободы
Я еду в мрачный гроб природы —
Простите, в город еду я.»
Безумный процесс урбанизации начался не вчера, последствия мы ощущаем. Сейчас многие люди начинают понимать, что город – это место для зарабатывания денег, но необходимо вести собственное хозяйство. Ради будущего своих детей и своего. Это направление идеи. Но начнем с самого начала. Как же выбрать нишу правильно?
Некоторые успешные компании стали успешными потому, что не изобретали велосипед с нуля, а просто придумали для себя нишу. Нишу, в которой нет конкурентов. И даже в увядающей (как может показаться на первый взгляд) отрасли это возможно. Ким Чан и Рене Моборн приводят в своей книге «Стратегия голубого океана» соответствующий пример – Cirque du Soleil. Таких примеров, на самом деле, довольно много. Начиная от чисто ИТшных, как например, создание ниши онлайн сервиса управления контрагентами – Salesforce.com – до вполне реальных – реализации на рынке фермерских товаров, объединенных маркой «Избенка». Стоит уточнить, что второй пример – это скорее локальный голубой океан, в России. Это подтверждает лишь то, что отрасли никогда не переставали образовываться с нуля, либо расширяться. Всегда есть место какой-то идее, которая вроде летает в воздухе, но видят ее лишь единицы. Именно они помогают вылезти из привычных границ и правил конкурентной борьбы, которая похожа на поле боя.
В приведенной выше книге авторы вводят понятие «стратегический шаг». Конечно, ведь стратегия и ниша – это понятия коррелирующие. Под стратегическим шагом они подразумевают определенный набор действий и решений руководящего состава (либо, в нашем случае, идейных вдохновителей), который приводит к разработке такого предложения, которое сформирует новый рынок, новую нишу. Результатом данного стратегического шага будет рыночное пространство с большим спросом.
Встает один интересный вопрос. Что отличает тех, кто выходит на рынок и попадает в «голубой океан» от тех, кто не может вырваться (или сознательно идет) в «алый океан»? Вероятно, это зависит от определенной стратегической логики, которая в книге называется «инновацией ценности». Это подразумевает, что идея бизнеса строится на одинаковом упоре как на ценность, так и на инновацию. Но инновация ценности – это не тоже самое, что и технологическая инновация. То есть, иногда не совсем даже важно предложить какую-то новую технологию или первым выйти на рынок. Важно предложить что-то, что позволит сочетать инновацию с практичностью, ценой и издержками. В работе была произведена попытка порассуждать теоретически, подкрепив это трудами различных авторов, на данную тему. Я попытался придумать ИТ-бизнес, главную роль в которой играет небольшая компания, которая охватывает довольно большой рынок, на котором почти нет конкуренции (отслеживался промежуток времени 2014 – осень 2015 годов).
Многие имеют свой приусадебный участок. На данный момент вопрос качественной и полезной пищи очень актуален. Цены на овощи и фрукты растут, но полезность товара, продаваемого в магазинах и на рынках – довольно сомнительна. Есть выход – выращивание продуктов на приусадебных участках. У многих есть такие участки размерами от 2 до 8 соток. Основная причина выращивания газона вместо овощей и фруктов на них – это то, что огород отнимает много времени. Как минимум, в жаркое лето, будет необходим полив. Это проблематично, так как часто дача и работа находятся на внушительном друг от друга расстоянии. Выход – это специализированное ПО и аппаратные средства.
Кто является потребителем данного программно-аппаратного комплекса (далее – ПАК)?
Это пожилые люди, находящиеся на пенсии; работающие вдали от дачи; молодежь, увлеченная тенденцией вкусной и здоровой (фермерской) пищи; крупные хозяйства, колхозы; люди, которые хотят сэкономить время на поливе ради других занятий.
Проведенная работа, которая была проделана во время подготовки написания диплома, показала ряд важных моментов. Во-первых, ранее мне казалось, что рынок систем полива чуть более пустует. Оказалось, что это не так. Во-вторых, несмотря на то, что рынок пустует, у меня почему-то складывалось впечатление, что те системы, которые есть, являются чуть более автоматизированы. И это тоже оказалось не так. В-третьих, я думал, что создать систему автоматизированного полива довольно просто. Стоит ли писать, что и здесь я ошибся? Пример модульности, который был пропущен чуть ли не лейтмотивом всей работы, в жизни очень показателен. Очень много ресурсов тратится на создание модульных систем. Да, потом они окупаются с лихвой, но это потом. Эта работа заставила меня намного серьезнее отнестись к идее. И сейчас, я уже намного глубже понимаю статью Теодора Левитта «Одной креативности мало», о которой я писал в начале работы. Генерировать идеи – это просто, но быть новатором, который не просто придумывает, а берет ответственность по реализации – это не просто сложнее – это вообще другое измерение. Именно поэтому, заниматься бизнесом купи-продай отчасти проще – все более-менее известно. А создавать что-то с нуля, заниматься производством, земледелием – это Труд. Именно так, с большой буквы. Сейчас, к сожалению, многое поставлено с ног на голову и бутылка кока-колы, в которую почти не заложено никакого человеческого труда, стоит дороже килограмма картофеля, который выращен с огромными человеческими усилиями. Но это временная ситуация. Необходимо приучать себя к труду, быть готовым к тому, чтобы последние технологии давали людям силы делать больше и лучше.
- Войдите на сайт для отправки комментариев