Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Оптимизация бизнес-процесса кредитования малого бизнеса в коммерческом банке с помощью BPM-решения
Афанасьев Д.А.
выпускник группы ITM-25
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ.
В данной работе рассматривается организация проекта по внедрению системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) в коммерческом банке.
Объектом данного исследования является крупнейший частный банк России по величине активов, собственного капитала, кредитному портфелю и счетам клиентов - ОАО Альфа-банк.
Входит в банковскую группу Альфа-Банк и специализируется по основным направлениям:
- корпоративный и инвестиционный бизнес
- розничный бизнес
- малый бизнес и ИП
По состоянию на 1 января 2014 года в Альфа-Банке обслуживается около 109 тыс. корпоративных клиентов и 10,6 млн физических лиц.
Предметом данного исследования является оптимизация процесса кредитования малого бизнеса.
В работе рассматривается значение малого бизнеса для экономики государства, а также проблемы тормозящие его развитие. Под более пристальным углом описывается проблема кредитования малого бизнеса и указывается ряд причин препятствующих расширению работы банков с малыми предприятиями. Для более подробного изучения в дипломной работе была выбрана причина связанная с высоким уровнем банковских издержек при рассмотрение кредитной заявки.
Традиционно задачу повышения операционной эффективности рассматривают прежде всего как сокращение затрат на персонал, аренду, маркетинг и рекламу и т.д.
В дипломной работе продемонстрировано на наглядном примере, что сокращение затрат за счет оптимизации ключевых бизнес-процессов банка будет на много результативнее традиционного «урезание» статей бюджета на определённый процент.
Очевидными преимуществами данного подхода является то, что в результате оптимизации бизнес-процессов организация получает не только сокращение затрат, но и сокращение времени, затрачиваемого на оказание услуг с повышением их качества.
Недостатком данного метода является то, что он требует значительных интеллектуальных усилий со стороны тех, кто борется с затратами.
Для того чтобы создать систему, которая обеспечила бы повышение эффективности работы организации, снижение стоимости выпускаемой продукции или предоставляемых услуг и улучшение системы управления, было выбрано BPM-решение.
Этот класс ПО создавался с таким расчетом, чтобы можно было быстро определить слабые места процессов и подразделения компании, которые снижают общую эффективность работы.
В отличие от других корпоративных информационных систем, которые используют процессный подход ( ERP , CRM , OLAP системы, DocFlow ), BPM системы более просты в освоении и быстрее приносят отдачу от внедрения. Менеджерам они дают более простой способ контролировать ситуацию в организации, линейному персоналу – четкое распределение ответственности и эффективное управление своим рабочим временем, потребителям – более быстрый и качественный продукт или сервис.
Кратко рассмотрим основные предпосылки внедрения BPM-системы для поддержки процессов управления бизнесом.
На текущий момент в качестве фронт-системы кредитования малого бизнеса выступает комплекс систем, каждая из которых используется для автоматизации одной из составляющих бизнес-процесс кредитования. Указанный комплекс систем создавался в разное время разными разработчиками на разных платформах в соответствии с тем пониманием бизнес-процессов, которое существовало во время их реализации.
Результатом такой «кусочной» автоматизации информационной среды является низкая эффективность работы ее составляющих, увеличение затрат на поддержку, эксплуатацию и развитие, невозможность обеспечить требуемую информационно-учетную и аналитическую поддержку бизнес-процессов на должном уровне и в срок и, соответственно, потери в эффективности бизнеса.
Стоит отметить, что внедрение BPM-системы это не самоцель.
Главная причина по которой открывается BPM-проект и создается команда из бизнес-аналитиков и специалистов ИТ-подразделений это внедрение процессного управления в компании.
Переход к процессному управлению — это проект, цель которого состоит в создании гибкой, эффективной системы управления, позволяющей решать стратегические и тактические задачи путем управления процессами. Критериями успешности такого проекта могут считаться общие затраты на управление, скорость принятия решений, эффективность воздействия менеджеров на объекты управления, обратная связь и т. д.
Особенностью процессного подхода является то, что результат деятельности оценивается не по качеству исполнения отдельных функций каждым из подразделений организации, а по совокупному результату, полученному в ходе исполнения всех функций по всей цепочке создания ценности. Это достигается за счет сокращения издержек обращения между функциональными подразделениями, благодаря правильной организации процессов.
Специфика процедуры перехода к процессному управлению заключается в том, что это не одноразовое действие, а повторяющаяся последовательность действий, воспроизводящих жизненный цикл процесса, именуемый также циклом PDCA (Play-Do-Check-Act). Поэтому логично представлять внедрение и развитие BPM не как один проект, а как программу из серии проектов, первый из которых начинается с момента принятия решения о внедрении BPM, а каждый следующий будет начинаться по завершении предыдущего.
В рамках организации проекта по внедрению BPM-решения были проведены следующие работы:
- Выбран бизнес-процесс для автоматизации на BPM-платформе
- Сформулированы цели и определен эффект от проекта
- Проведение базового курса обучения BPM-платформе для участников проекта со стороны Банка.
- Сбор верхнеуровневых бизнес-требований.
- Определение концепции решения и верхнеуровневой архитектуры
- Определение трудозатрат, состава команды проекта и необходимого оборудования.
- Определение верхнеуровневого плана и сроков проекта.
- Разработка изменений процессов на платформе PEGA по методологии SCRUM.
- Доработка смежных систем.
- Подготовка инфраструктуры системы (в т.ч. привлечение сопровождения ИТ).
- Пилотное внедрение изменений с участием части сотрудников, задействованных в процессе.
В результате реализации полномасштабного внедрения планируется получить следующие преимущества:
- Сократить время выполнения бизнес-процессов за счет их регламентации, автоматизации, сокращения доли ошибочных операций.
- Повышение контролируемости и прозрачности бизнес-процессов банка
- Возможность оперативного изменения бизнес-процессов банка
- Возможность непрерывного улучшения бизнес-процессов банка
- Войдите на сайт для отправки комментариев