Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Совершенствование стратегии развития коммерческого банка для интеграции с платежной системой

Косенко Е.П.
выпускник группы MBA CIO 30
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Рынок платежных услуг в России - стабильно растущий сегмент экономики. По оценкам экспертов частично рост рынка связан с переориентацией клиентов из «серых» схем перевода денежных средств в «белые» с использованием услуг платежных систем.
Платежные системы в России исторически развивались несколькими путями:

  • Системы переводов денежных средств в пользу физических лиц.
  • Система переводов денежных средств в пользу юридических лиц.
  • Электронные кошельки.
  • Системы переводов денежных средств со счета мобильного телефона.

Для обеспечения деятельности по оказанию некоторых услуг платежные системы использовали разночтения существующей нормативной базы. Например, электронные кошельки подводились под понятие «электронный» чек. А переводы со счета мобильного телефона производились с использованием понятия «возврата» аванса на предоплаченную банковскую карту.

Вступление в действие Федерального закона №161 «О национальной платежной системе» от 01.06.2012 повлияло на дальнейшее развитие действующих на рынке игроков, и установила «новые» правила игры, закрепив роль банков в платежной системе.

Первопроходцами в развитии платежных систем являлись небольшие и средние банки (Anelik, Contact, Migom, Unistream, Lider, Kiberplat, Rapida, Золотая Корона). Следующим логичным шагом было формирование платежных системы крупными банками (BLIZKO, Быстрая Почта, Алюр, Блиц). К сожалению, в настоящее время неповоротливость крупных структур не позволяет им быстро захватить значительные доли на рынке платежных услуг.

В 2013 году под действие 223-ФЗ попали структуры с государственным участием, что служит еще одним сдерживающим фактором в развитии существующих платежных систем.

Одним из положительных факторов в развитии рынка платежных услуг и повышения доступности банковских услуг - стало закрепление юридической возможности привлекать к работе в платежные системы  банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов.

Современный многофилиальный Российский банк, ориентированный на активное развитие розничных услуг, предлагает своим клиентам услуги, как правило, нескольких платежных систем. Кроме решения задачи получения дополнительного комиссионного дохода, банки заинтересованы в обеспечении перекрестных продаж своих услуг. По статистике: чуть более 50% отправителей денежных переводов – это  резиденты Российской федерации, что позволяет таким клиентам предлагать в дальнейшем и другие продукты банка. Внедрение новой платежной системы позволяет банкам получать дополнительный пул клиентов. Но, в тоже время, внедрение требует затрат на внедрение и обучение персонала.

Создание собственной платежной системы многофилиальному банку позволяет:

  • Управлять стратегией развития платежной системы.
  • Повысить доходность платежно-переводных сервисов на 20-35%.
  • Оптимизировать затраты на внедрение новых платежных систем (платежные системы готовы нести затраты на интеграцию с многофилиальными банками) и обучение персонала (сотрудники работают в одной ИТ - системе).
  • Управлять маркетинговой политикой.

Анализ различных вариантов создания платежных систем показывает, что создавать свою платежную систему по «классическому» образцу предыдущего десятилетия (экстенсивное расширение агентской сети путем подписания прямых договоров с банками) представляется нецелесообразным из-за значительных временных и финансовых затрат. С другой стороны - создание платежной системы с учетом критерия «цена-время-качество» возможно путем использования новейших технологий клиентских продаж (мобильные телефоны, пластиковые карты, терминалы и т.п.) с выходом на действующие сети систем денежных переводов через готовые интеграционные решения (развитие своей сети на чужих сетях).

Для реализации проекта выбран вариант создания платежной системы путем эволюции от ИТ-решения «единое окно» - для работы с платежными системами плюс переводы между своими филиалами, до собственной платежной системы. Реализация стратегии позволит банку привлекать клиентуру крупных игроков на рынке переводов, параллельно  устанавливая прямые отношения с банками в наиболее интересных направлениях (Украина, Таджикистан) и увеличивая свою доходность.

В дальнейшем, для повышения доходности системы и привлечения дополнительных клиентов,  необходимо внедрение решений на платформе мобильной коммерции.

 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009