Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Непрерывность бизнеса глазами ИТ-службы

Халяпин Р.С.
выпускник группы MBA CIO 30
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Целью моей аттестационной работы является разработка документа, являющегося основой организационного обеспечения непрерывности бизнеса в небольшом российском банке и процесса, позволяющего поддерживать его в актуальном состоянии. В работе изучаются существующие на сегодняшний день практики и нормативные документы, рекомендованные к применению в банковской сфере, и на их основе разрабатывается внутренний документ банка. Выбор данной темы не случаен. Обеспечение непрерывности бизнеса - одно их ключевых направлений развития, которое выбирает руководство при достижении определенного организационного и технологического уровня организации. В качестве объекта исследования мной был взят банк среднего уровня, в котором я работаю на сегодняшний момент. Некоторое время назад, руководством банка было принято решение существенно расширить географию присутствия, открыв несколько филиалов в крупных городах России. Без понимания темы непрерывности невозможно дальнейшее увеличение организации и усложнения бизнес-процессов, без риска остановки ее деятельности. Я считаю, что данная работа позволит мне и моему руководству глубже понять задачу по обеспечению непрерывности бизнеса и будет иметь не только теоретическое, но и практическое применение.

В первую очередь в аттестационной работе проводится анализ основных существующих на сегодняшний день стандартов, как международных, так и российских, связанных с понятием «непрерывности бизнеса», анализируется возможность применения их в кредитной организации. Далее более глубоко анализируется документ, выпущенный Банком России специально для кредитных организаций: Положение Центрального Банка Российской Федерации от 16 декабря 2003 г №242-П и Указание Центрального Банка Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №2194-У, которое внесло в указанное Положение дополнения, касающиеся обеспечения непрерывности. В частности, разбирается основное понятие «План действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (План ОНиВД)» и его составляющие.

Во второй части аттестационной работы разрабатывается План ОНиВД для кредитной организации. Проводиться Классификация непредвиденных ситуаций, Классификация бизнес-процессов организации, Список жизненно важных задач. После этого разрабатывается Планы действий персонала в критических ситуациях, План мероприятий по поддержанию ликвидности, описывается техническая и информационная составляющая ОНиВД, назначаются ответственные за выполнение конкретных действий в случае чрезвычайных обстоятельств. Описывается последовательность действий по возврату к нормальной работе организации, порядке тестирования Плана и необходимости внесения в него изменений.

Из проделанной работы я могу сделать вывод, что «План аварийного восстановления», используемый в ИТ-службе, представляет собой лишь вершину огромного айсберга под названием «Непрерывность бизнеса». Данное понятие значительно более широкое и включает в себя все возможные области происхождения нештатных ситуаций. Самое важное, что непрерывность предоставления сервисов и услуг клиентам это задача не только технологическая (системы резервирования, обеспечение репликации и резервного копирования), но и организационная. Управление непрерывностью бизнеса должно внедряться в организации только при самом активном участии высшего управленческого состава и при строгом соблюдении разработанных документов всеми сотрудниками организации. Стоит обратить более пристальное внимание на такие жизненные ситуации:

  • атмосферные явления (наводнения, землетрясения, снегопады);
  • действия третьих лиц (ограбления, рейдерство, проверки компетентных органов);
  • действия сотрудников (кража имущества, кража информации);
  • техногенные аварии (отключение электричества, отопления, пожар)
  • и т.д. и т.п.

Все перечисленные случаи также оказывают очень существенное влияние на работу нашей организации и соответственно на обслуживание наших клиентов, но при этом они мало относятся к ИТ-службе.

Классификация этих ситуаций, а также продуманный план действий, позволят руководству эффективно управлять организацией в критический момент, а четкость и слаженность действий всех сотрудников компании, которые будут отработаны заранее, позволит справиться с любой критический ситуацией в самые короткие сроки.

Кроме того, обеспечение непрерывности бизнеса это постоянно совершенствуемый процесс, включающий в себя тестирование разработанных планов и корректировки их в зависимости от выявленных недочетов или изменений бизнес-процессов. Именно это, в конечном итоге, превратится в конкурентное преимущество компании, которая заранее подумает об организации у себя процесса управлением непрерывностью бизнеса.

 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009