Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Обеспечение защиты и непрерывности бизнеса ИТ-службой предприятия
Герасимов В.Ю.
выпускник группы MBA CIO 30
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Ведение
X5 Retail Group N.V. – компания №1 на рынке розничной торговли России с объемом продаж более 15 млрд. долл.
На 31 марта 2012 г. под управлением Компании находилось 3 139 магазинов с лидирующей позицией в Москве, Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Сеть компании включает в себя 2 643 магазинов формата «мягкий» дискаунтер «Пятерочка», 337 супермаркетов «Перекресток», 77 гипермаркетов «Карусель», а также 82 магазина «у дома». Под управлением Компании также находилось 29 распределительных центров на территории России и 1392 грузовых автомобиля на территории РФ.
Компания образовалась 18 мая 2006 года путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей мультиформатной компании на рынке продуктовой розничной торговли России. 26 июня 2008 г. X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов «Карусель», тем самым значительно укрепив свои позиции в формате гипермаркет и дав мощный импульс для развития X5 в целом. В 2009-2010 годах X5 продолжила консолидацию бизнеса, присоединив крупнейшие российские сети «Патэрсон» и «Копейка», что позволило установить еще более низкие цены на рынке, улучшить ассортимент свежих продуктов и других товаров, а также ускорить расширение дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток», чтобы охватить как можно больше потребителей, которым конкуренты уделяют недостаточно внимания.
Для многих российских компаний остается актуальной проблема взаимодействия бизнеса и ИТ в области непрерывности бизнеса. Она заключается в том, что большинство ИТ-подразделений пребывают в изоляции от бизнеса и подчиняются лишь ИТ-директору. Создатели ИТ-приложений не несут ответственности за деятельность бизнес-подразделений, которые должны обслуживать, и потому плохо понимают, что на самом деле необходимо предприятию. Инструментом, позволяющим решить эту проблему и сфокусировать ИТ-подразделение на целях и задачах бизнеса, является ИТ-стратегия. Но важно не только создать план развития ИТ и поддерживать его в актуальном состоянии, но и грамотно претворять его в жизнь. ИТ-служба – это главный инструмент реализации стратегии ИТ. В процессе создания стратегии ИТ, становится понятно, что существующая ИТ-служба не способна реализовать планы том-менеджмента и достигнуть поставленных перед ней целей. Возникает вопрос, какой должна быть перспективная структура ИТ-службы?
Один из подходов к решению задачи проектирования структуры ИТ-службы - подход школы “конфигураций бизнеса“. В рамках данной работы применялся метод проектирования, который основан на идеях адаптации конфигурационного подхода к разработке корпоративной ИТ-стратегии, а так же методика описания бизнеса и ИТ-стратегии с помощью “Бизнес – рамки”.
Бизнес-рамка – это инструмент для определения компонент ИТ-стратегии непрерывности бизнеса.
Этапы разработки перспективной структуры непрерывности бизнеса.
Конфигурационный подход и методика анализа бизнес-рамки были применены для разработки структуры ИТ-службы торгово-розничной компании.
На основании анализа слоев бизнес-рамки были сформулированы основные проблемы в области логистики поставок. Предложенные способы их решения определили тип перспективной архитектуры – сильная интеграция. В результате выбора инструментов был сформирован портфель стратегических проектов, направленных на решение конкретных проблем бизнеса.
Проведенный с помощью конфигурационного подхода анализ текущего состояния бизнеса, ИТ-службы и архитектуры КИС показал, что компания имеет дивизиональную конфигурацию бизнеса, при чем среди самих дивизионов доминирует конфигурация “механистическая бюрократия”. ИТ-служба построена по принципу “пожарной команды” и успешно поддерживает операционную деятельность, работая по прямым поручениям бизнеса. Архитектура КИС имеет тип “лоскутное одеяло”.
Согласно теории конфигурации текущее состояние компании устойчиво. Но в рамках стратегии бизнеса достичь поставленных целей и успешно реализовать сформированный портфель проектов, находясь в текущей конфигурации, не возможно, т.к. ИТ-служба не обладает достаточным статусом, ресурсами и эффективностью управления. Необходим переход в другое устойчивое состояние, которое обеспечит:
- Повышение статуса ИТ-службы в компании;
- Изменение формы отношений ИТ-службы и бизнеса и переход от работы по прямым поручениям к совместному достижению количественно измеряемых результатов;
Перспективная конфигурация ИТ-службы должна находиться в соответствие с текущей конфигурацией бизнеса и целевой архитектурой КИС. Композиция конфигураций “Сеть ИТ-служб” и “Центр компетенции” удовлетворяет этому требованию и обеспечивает устойчивое состояние всей системы. Конфигурация “Сеть ИТ-служб” эффективно уживается с Дивизиональной конфигурацией бизнеса. В то же время “Центр компетенции” оптимально подходит для Механистической бюрократии.
На основе выбранной конфигурации ИТ-службы была предложена следующая структура:
Переход к новой структуре ИТ-службы позволит повысить статус ИТ-службы и перейти к договорным отношениям бизнеса и ИТ. Такая структура позволит бизнесу и ИТ на равных учувствовать в достижении поставленных целей и реализации стратегии бизнеса и ИТ.
Перспективная структура ИТ-службы имеет свои риски:
- Возврат к работе по поручениям при недостаточном статусе ИТ-директора по сравнению со спонсорами проектов;
- Отсутствие центра ответственности за формируемые требования со стороны бизнеса.
Конфигурационный подход к разработке структуры ИТ-службы дает неоспоримые преимущества:
- Позволяет выявить и показать глубокую и обоюдную связь ИТ и бизнеса.
- Дает понимание долгосрочных тенденций в развитии бизнеса и эффективные рычаги формирования долгосрочной корпоративной ИТ стратегии.
Создает возможность выявления надвигающихся проблем и формирующихся тенденций в бизнесе по их ранним предвестникам.
- Войдите на сайт для отправки комментариев