Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Развитие ИТ-инфраструктуры предприятия в условиях санкций. Технологическая независимость государства и бизнеса

Маринин О.В.
выпускник группы MBA CIO-44
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Введение западных санкций против России после воссоединения с Крымом обострило проблему обеспечения национальной безопасности. Санкции Запада носят долговременный характер и включают в себя полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию. Угрозы технологической безопасности особенно остры в сфере ИТ-инфраструктуры.

Развитие ИТ-инфраструктуры и технологическая независимость государства и бизнеса России требует значительных инвестиций во многих отраслях народного хозяйства, без которых невозможно внедрение новейших инновационных технологий. Насущная необходимость в развитии инновационных центров в регионах Российской Федерации связана с повышением уровня конкуренции на мировой арене, необходимости обновления производственных фондов, осуществлением капиталоемких инвестиционных проектов и развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Переход российского государства к  развитию ИТ-инфраструктуры в условиях санкций и технологической независимости возможен при серьезном повышении роли науки в опережающем развитии тех секторов отечественной экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. Такой подход требует

Цель исследования - разработать научно-обоснованные практические рекомендации по развитию ИТ-инфраструктуры предприятия в условиях санкций и исследовать вопросы развития технологической независимости государства и бизнеса.

Задачи исследования:

- рассмотреть вопросы технологической независимости и информационной безопасности;

- исследовать применяемые компанией Мостотрест технологические решения в сфере ИТ-инфраструктуры и выработать направления снижения технологической зависимости компании;

- изучить направления развития информационных технологий государства и бизнеса в новом технологическом укладе, в том числе технологии квантовой коммуникации и криптографии, контейнерной виртуализации; обработки больших объемов данныхи цифровой экономики.

Теоретическую и методическую основу исследования составили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых, практиков по ИТ-инфраструктуре предприятий и  вопросам технологической независимости государства и бизнеса.

Приведем основные результаты полученные в ходе исследования:

1. Сделан вывод, что темпы развития общественных отношений в сфере информационных и коммуникационных отношений опережают их правовое регулирование, и не исключено, что выявятся и иные вопросы развития информационных технологий, которые потребуют международно-правового регулирования, но любые вопросы данной проблематики так или иначе будут связаны с необходимостью международно-правового сотрудничества в сфере трансграничного управления интернетом.

2. Выявлено, что в  ПАО «Мостотрест» функционирует интегрированная информационная система, созданная на основе программного обеспечения ведущих российских и иностранных производителей и поставщиков. В ПАО «Мостотрест» разработна сервисный каталог, который включает в  себя 52 сервиса. Сервисная модель в ПАО «Мостотрест»  обеспечивает переход от управления инфраструктурами к управлению сервисами. Если управление инфраструктурой фокусируется на операционной доступности компонентов, то управление сервисами – на потребностях клиента.

3. Установлено, что в связи с санкциями под ограничения попала значительная часть технических (инфраструктурных) и критических бизнес-сервисов  ПАО «Мостотрест». Сделан вывод, что снижение технологической зависимости Мостотрест в различных сферах информационной инфраструктуры возможно в разной степени за счет гибридной архитектуры, замены ключевых узлов безопасности периметра корпоративной сети передачи данных средств шифрования.

Определенно бизнес не готов отказываться от работающего функционала. На практике основываваясь на технико-экономическое обоснование каждого зависимого сервиса будет применяться схема замещения вендеров под юрисдикцией США на отечественных и Китая или дальнейшее использования выкупленных решений без перехода на новые версии. Большая часть зависимых сервисов не имеет полноценных аналогов и встает вопрос выбора инновационных технологий для разработки отечественных решений.

4. Установлено, что реализация системы квантовой коммуникации позволяет создавать сети нового типа, которые дают новое качествосетевых концепций. Решение идеально для безопасного мира коммуникаций и криптографии.

5. Рассмотрен вопрос применения технологии контейнерной виртуализации для запуска задач на вычислительных узлах (серверах). Доставка задач на вычислительные узлы в заранее подготовленных контейнерах позволит унифицировать окружение расчетных приложений, обеспечить независимость от установленных на узлах программ, библиотек и баз данных. И позволит сосредоточиться на разработку конечных приложений, а не операционных систем.

6. Определено, что доля отечественного ПО не велика и не покрывает все потребности и практики бизнеса. Предлагается выделяемое государственное финансирование направить на создание общедоступной Федеральной библиотеки программного обеспечения на базе готовых приложений (контейнеров).  Унифицированность бизнес-приложений, даст обратную связь в виде«больших данных» – это изначально не систематизированные данные о социально-экономическом развитии и окружающей среде, генерируемые на основе информационно-коммуникационных технологий вне официальной статистики. Стратегическую ценность больших данных для государства определяют следующие их характеристики: большой объем данных может способствовать получению более детализированных сведений по конкретным направлениям статистики; применение нейронных сетей и генетических алгоритмов и высокая скорость изменения информации способствует увеличению частоты статистических оценок; разнообразие больших данных может открыть возможности для производства статистики в новых областях, получения информации о не наблюдаемых официальной статистикой сферах; разнородность происхождения больших данных может способствовать многоаспектности измерения и, тем самым, повышению надежности принятия решений для государственных регуляторов. Для бизнеса - создание национального аналититичекого центра, рейтингового агентства, биржы товаров и услуг.

 

7. Установлено, что термин «цифровая экономика» связан с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, началом процесса информатизации второго поколения, что является основой формирующегося VI технологического уклада. Фактически все сферы человеческой жизнедеятельности (экономическая, социальная, политическая, культурная, социальная и другие) в той или иной мере изменились благодаря открытию и развитию информационно-коммуникационных технологий.

Все больше отраслей и секторов национальной экономики: главное: финансы, торговля, а также машиностроение, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, медицина, образование включаются в цифровую экономику. Электронно-информационная революция и ее продукт –цифровая экономики изменяют также форму организации экономических отношений, институтов и организаций в глобальном пространстве рыночной экономики.

В рамках международных объединений необходимо выстраивание общих процессов между государствами, совместной социальной и трудовой среды для граждан, включая обеспечение общего пенсионного, трудового, налогового пространства, проведение идентификации бизнес-субъектов, реализации механизма прослеживаемости товаров, формирование зон свободной торговли. Все эти интеграционные возможности легко и относительно быстро могут быть реализованы с помощью технологий распределенных реестров и блокчейн.

Для существующей формы государства во многих странах блокчейн — скорее вызов. Вызов к цифровой трансформации. И разные страны его примут по-разному. Задача России сегодня — использовать возможности не только на уровне корпораций или крупнейших банков, но и на уровне государственного управления.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009