Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Концепция автоматизации функций государственного тарифного регулирования в городе Москве
Гончаров С. В.
выпускник группы MBA CIO-46
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Тарифы на услуги ЖКХ были и остаются одной из самых злободневных тем современной России. Такое повышенное внимание общества к данному вопросу понятно – оплата жилищно-коммунальных услуг является обязательной статьей расходов каждого домовладения, поэтому касается практически каждого. И размер этого платежа, ввиду его обязательности, беспокоит многих по двум основным причинам: 1) в России традиционно низкий средний доход на душу населения, и жилищно-коммунальные платежи составляют значимую долю общих расходов; 2) качество жилищно-коммунальных услуг, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В Москве ситуация в городском жилищно-коммунальном комплексе значительно лучше, чем в среднем по стране. Также развита система льгот и субсидий, позволяющая снизить финансовую нагрузку по оплате жилищно-коммунальных услуг на малообеспеченные слои населения. И тем не менее, тарифы на воду, тепло, электроэнергию, содержание жилых помещений и прочие коммунальные и жилищные услуги остаются социально-значимым вопросом, и население Москвы, как и жители других городов и регионов, всегда чувствительно реагирует на их повышение.
Департамент экономической политики и развития города Москвы, как региональный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление функций по разработке и реализации тарифной политики, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы и контроля за их применением, одной из своих задач видит соблюдение баланса экономических интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг. Перекос в сторону занижения тарифов относительно экономически обоснованного уровня приведет к деградации коммунальной отрасли, завышение тарифов приведет к недовольству граждан и лишит поставщиков услуг мотивации повышать эффективность своей деятельности.
На основании опыта и результативности автоматизации других, но схожих по своей сути отраслей экономики и сфер государственного управления можно сделать предположение, что помощь в решении этой непростой задачи может оказать задействование возможностей современных информационных технологий.И как первый шаг на этом пути предлагается разработка концепции автоматизации тарифного блока, цель которой определить: чем именно и как могут помочь современные ИТ повысить эффективность и качество принятия тарифных решений.
Для разработки концепции необходимо решить следующие 5 задач:
1. Провести анализ существующей организационной структуры и культуры тарифного блока департамента экономической политики и развития города Москвы.
2. Провести анализ существующей ситуации в части автоматизации выполнения департаментом экономической политики и развития города Москвы функций государственного регулирования цен (тарифов). Сферы деятельности, рассматриваемые в рамках данной работы:
- водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение и горячее водоснабжение;
- электроснабжение.
3. Выявить ключевые проблемы существующего положения дел.
4. Оценить потенциал автоматизации.
5. Предложить целевое видение ИТ-архитектуры, которое позволит решить выявленные проблемы и реализовать обнаруженный потенциал.
Для решения первой задачи применен подход к организационному дизайну Генри Минцберга, согласно которому существует пять основных координационных механизмов, описывающих способы, посредством которых организации координируют свою деятельность, и пять соответствующих им устойчивых организационных конфигураций.
Вторая задача решена путем составления верхнеуровневой карты процессов и функций и проведения оценки качества и степениих автоматизации. Ключевые процессы и функции, вошедшие в границы исследования:
- Установление тарифа.
- Формирование сводного баланса.
- Утверждение инвестиционной программы.
- Определение размера платы за технологическое присоединение.
- Ведение основных и вспомогательных реестров.
- Контрольно-надзорные функции.
- Делопроизводство.
В рамках третей задачи систематизированы, формализованы и ранжированы по степени критичности выявленные проблемы, которые могут быть решены с помощью автоматизации.
В результате определения потенциала автоматизации и оценки критичности выявленных проблем стало возможным сформулировать общий приоритет направлений автоматизации – автоматизируем в первую очередь самые критичные области с высоким потенциалом автоматизации.
На основании приоритетов и функциональной направленности автоматизируемых областей создана целевая модель автоматизации тарифного блока департамента экономической политики и развития города Москвы:
- сформирована архитектура приложений;
- сформирована концептуальная модель хранения и обработки данных.
Модель архитектуры приложений устанавливает связь между автоматизируемыми процессами и функциями с классами необходимых для этого систем, а также интеграцию систем друг с другом. Основные крупноблочные компоненты целевой архитектуры приложений:
- ECM-системас поддержкой юридической значимости электронных документов и гибкого адаптивного подхода к организации потоков работ (workflow);
- хранилище данных (Data Warehouse);
- BI-инструментарий;
- MDM-система.
Модель хранения и обработки данных, в числе прочего, описывает предлагаемый переход от «форма-центричного» подхода (шаблоновExcel) к «дата-центричному» подходу на базе показателей, описываемых языком XBRL. Для обоснования данного предложения приводится анализ преимуществ и недостатков обоих подходов, с учетом перспектив и ограничений.
В виду традиционной консервативности и косности аппарата государственного управления, предложена модель промежуточного переходного состояния, которая позволит на первой фазе реализации концепции с минимальными организационными и законодательными изменениями устранить некоторые значимые проблемы, наблюдаемые сегодня.
И во второй фазе, проработав необходимые изменения действующих нормативно-правовых актов, реализовать целевое состояние в полной мере, достигнув тем самым все поставленные перед концепцией цели.
- Войдите на сайт для отправки комментариев