Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация разработки программного обеспечения в компании TravelSoft для реализации новой IT-стратегии
Некрасов В.А.
выпускник группы MBA CIO-46
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Существует такое направление деятельности в сфере B2B как организация и управление деловыми поездками. При этом достаточно активно практикуется делегирование сторонним организациям операционного сопровождения бизнес-процессов в этой сфере (аутсорсинг).В мире сложилась целая индустрия BusinessTravelManagement(BTM). Существует группа глобальных игроков на этом рынке, которые обслуживают транснациональные корпорации по всему миру. На локальных рынках, таких как Россия, например, они, как правило, работают через партнерство с местными игроками.Рынок в России нельзя назвать большим. На общем фоне выделяются буквально пять «крупных» компаний. Эти лидеры рынка имеют численность персонала порядка 200 – 1500 человек. При оборотах от двух до 10 миллиардов рублей в год.Этот бизнес считается низко маржинальным.
Лидеры рынка, как правило, автоматизируют свои бизнес-процессы путем разработкисобственных платформ, которые интегрируются с другими ERPи CRMсистемами. Собственные системы либо полностью самостоятельной разработки, либо реализованы – полностью или частично - на основе сильно кастомизированных систем классов СЭД, CRM, ERP различных вендоров. Более мелкие игроки зачастую довольствуются зачаточного уровня автоматизацией на базе офисных приложений.
Относительно недавно в мире начинают появляться специализированные компании, предлагающие решения автоматизации для рынка BTM. При этом такие компании предлагают поддержку клиентам различного уровня: от анализа и постановки бизнес-процессов до их автоматизации. Эта тенденция сегодня имеет место и в России.
Специфика нашего рынка в том, что сами участники этого рынка выводят на продажу имеющиеся у них платформы собственной разработки. Этому способствуют несколько факторов.
С одной стороны была четко выявлена потребность рынка в решениях автоматизации в области BTMсо стороны ряда крупных компаний с высокими требованиями по безопасности бизнеса. Они готовы к сотрудничеству, но только если система размещается в их контуре безопасности. Помимо этого, есть ряд компаний, готовых просто купить специализированное программное обеспечение для эксплуатации своими силами.
С другой стороны, бизнес разглядел для себя предпосылки и возможности для расширения своего влияния в отрасли через продажу решений по автоматизации как компаниям-конкурентам. При чем не только на локальном рынке России, но и - если компания находится «на орбите» какого-то глобального игрока – компаниям-«смежникам», работающим на других локальных рынках в рамках сотрудничества с глобальной «материнской» компанией. Это позволило бы не только увеличить монетизацию системы, но и обеспечить технологическое лидерство в отрасли. А это немаловажно как в рамках конкурентной борьбы за клиентов, так и для усиления позиций в рамках потенциальных сделок слияния-поглощения.
Исходя из такой ситуации, имеет смысл говорить о разработке и продажах как Stand-Alone,так и SaaS– решений. При этом Stand-Alone решение является базовым, которое потом можно будет адаптировать к разворачиванию в облаке и продаже его как сервиса.
Безусловно, такая трансформация взглядов на программное обеспечение влечет за собой и изменение IT-стратегии компаний, вызванное тем, что программное обеспечение теперь получает в глазах бизнеса несколько иные ценностные характеристики.
Это теперь не просто актив, влияющий на стоимость транзакционных издержек за счет повышения производительности труда агентов, но и собственно продукт, который можно и нужно продавать. А так же продавать поддержку покупателям на стадии внедрения и последующего сопровождения.
В области разработки ПО изменение взгляда бизнеса влечет за собой изменения как технологического характера, так и организационного. Пересмотру подлежат практически все аспекты управления.
Существование так называемой внутренней команды разработки (InHouse) в качестве IT-подразделения компании предполагает, так сказать, «мирное сосуществование» с основным бизнесом, когда уровень компетенций в основном должен быть необходимым и достаточным для поддержания работоспособности существующей системы. Чтобы не нести чрезмерные расходы на персонал более высокой квалификации. Требования к качеству программного обеспечения так же стремятся держать на «разумном» не слишком затратном уровне. Потому что разработка программного обеспечения «для себя» не дает бизнесу прямого экономического эффекта и представляет с финансовой точки зрения сплошные статьи расходов. Если на стадии внедрения системы это ещё можно подвергать сомнению, то разработка в рамках уже существующей и работающей системы – это именно так. А расходы, как известно, нужно сокращать или, как минимум, не слишком увеличивать.
Тиражирование системы как продукта меняет взгляды бизнеса на производимое им программное обеспечение. Потому что, помимо прямых расходов, появляются прямые доходы от продаж непосредственно программного обеспечения. В такой ситуации естественным образом бизнес начинает стремиться к росту продаж и при этом он понимает, что у него появляются дополнительные издержки, связанные с распространением продукта и поддержанием в рабочем состоянии всех экземпляров проданного и установленного кода.А это значит, что для оптимизации «логистических» издержек необходимо организовать эффективную систему дистрибуции кода. А для оптимизации издержек на поддержку нужно добиваться высокого качества программного обеспечения. И чем выше – тем лучше. Особенно с ростом продаж. Теперь качество несет в себе непосредственную ценность для бизнеса – чем оно выше, тем вышеэффект обратного масштаба затрат на сопровождение.
Кроме того, бизнес знает, что в рамках конкурентной среды двигаться надо с максимально возможной скоростью. А это значит, что растут требования и к качеству архитектурных решений. Хорошо спроектированная система позволяет максимально быстро вносить изменения и расширять функциональность. А это значит – создавать новые конкурентные преимущества продукта.
В этой работе будут рассмотрены особенности и аспекты управления разработкой программного обеспечения для осуществления качественного перехода от внутренней разработки к полноценной software-компании. С точки зрения процессного подхода такие трансформации можно считать переходом на более высокий уровень зрелости процессов компании-разработчика программного обеспечения.
- Войдите на сайт для отправки комментариев