Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Организация бизнес-процессов ИТ-компании

Савин А.Н.
выпускник группы MBA CIO
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

1. Введение и постановка проблемы

         Совершенствование бизнес-процессов ИТ-компаний реализуется путем оптимального выбора подходов и инструментов в соответствии с их потребностями, позволяющими улучшить бизнес-процессы под новые условия и планировать их улучшение. Вместе с тем анализ степени научной разработанности темы исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие большого числа публикаций в области совершенствования бизнес-процессов ИТ-компаний, данная тема имеет низкий уровень проработки, что и определило цель и направления исследования выпускной квалификационной работы.

         Объектом исследования выступает разработчик высоконагруженного сервис-ориентированного межплатформенного программного обеспечения ЗАО "АйТи Сфера".

         Предметом исследования является бизнес-процесс продаж программно-информационного продукта объекта исследований.

К основным результатам, полученным лично автором и составляющим научную новизну, можно отнести следующее:

-          исследованы теоретические аспекты организации и совершенствования бизнес-процессов;

-          проанализирована структура управления объекта исследований;

-          исследован текущий бизнес-процесс продаж объекта исследований и построена его модель в нотации IDEF0;

-          для выявления недостатков текущего бизнес-процесса продаж проведен количественный и качественный анализ;

-          с учетом выявленных в результате анализа недостатков произведен реинжиниринг бизнес-процесса продаж.

 

Человек в течение всей истории своего развития старался всячески улучшить условия своего существования. Для этого он, используя свой труд, создавал блага, которые бы обеспечивали его едой, жилищем и другими жизненно важными атрибутами. Тем не менее очевиден факт, что данные новшества со временем морально и физически устаревали, и именно это давало толчок к созданию чего-то кардинально иного. Так, например, создав лук, люди успешно использовали его в военных действиях в течение веков. Однако возросшие потребности военного дела требовали пересмотра существующего арсенала, и так в X веке в Китае появилось первое огнестрельное оружие. Постоянно меняющаяся конъюнктура требовала от человека немедленной реакции в форме изобретения новшеств, что могло бы существенно увеличить его эффективность в тех или иных условиях. С появлением ЭВМ в 50-х годах прошлого столетия мир получил возможность накапливать, обрабатывать и передавать информацию, закодированную в цифровом формате. С развитием технологий, позволяющих таким образом работать с данными, существенно стали увеличиваться объемы информации, которые могли бы быть накоплены, обработаны или переданы. Именно развитие информационных технологий позволяет клиенту банка осуществить перевод денежных средств в дочерний офис на другом конце света за считанные минуты, сотруднику отдела продаж осуществить поиск в массиве данных необходимой информации о клиенте в кратчайшие сроки и банкам, не прибегая к печати банкнот, хранить сотни миллиардов долларов в безналичной форме. Информационные технологии предоставляют возможность экономическим агентам эффективно использовать информацию как фактор производства, увеличив свою производительность. 1.1.Этапы развития общества: от аграрного к информационному Сегодня экспертами принято выделять четыре основных этапа развития общественного порядка : • Аграрное общество; • Индустриальное общество; • Постиндустриальное общество; • Информационное общество; Суть аграрного общества заключается в зависимости от земли как фактора производства, причем первичный сектор является основным для экономической системы данного типа. Таким образом, общественное устройство аграрного типа характеризуется доминирующей ролью сельского хозяйства. До промышленной революции, начавшейся в конце XVIII века, аграрное общество являлось единственной формой общественного строя, что и обуславливало относительно низкие темпы экономического роста в сравнении с двумя последними веками, так как ориентация на ручной труд, отсутствие технологий, сравнительно низкий темп научного развития не позволяли развиваться мировой экономике так стремительно, как это происходит на современном этапе. Низкая социальная дифференциация, являющаяся характерной чертой аграрного общества, подчеркивала сложность самостоятельного накопления больших объемов капитала. Тем не менее, общество, особенное европейское, быстро развивалось . Увеличение объемов торговли, развитие финансовых институтов, науки и факторных рынков способствовали росту спроса на продукцию массового производства, что в результате привело к переходу от ручного труда к машинному типу производства. Данный период характеризуется высоким уровнем экономического роста, урбанизацией, изменениями в общественной структуре и развитием в таких областях как текстильная промышленность, металлургия, транспорт и связь. Индустриальное общество в отличие от аграрного связывают с преобладающей долей вторичного сектора экономики, который включает в себя обрабатывающую промышленность и строительство. Как известно, существует три сектора экономической деятельности : вышеупомянутые первичный и вторичный, представляющие собой сельское хозяйство, добывающую промышленность и обрабатывающую промышленность, строительство соответственно, а также третичный сектор, включающий в себя сферу услуг. На определенном этапе развития общество в состоянии полностью удовлетворить спрос населения на товарную продукцию. Уровень жизн

2. Основные выводы исследования сводятся к следующему:

         2.1. Под бизнес-процессом понимают совокупность операций, которые вместе взятые создают результат программно-информационный продукт, имеющий ценность для потребителя. Потребителем результата бизнес-процесса также может быть другой бизнес-процесс системы. Все бизнес-процессы ИТ-компании образуют сеть работ, выполняемых структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры компании.

         2.2. В рамках процессного подхода ИТ-предприятие рассматривается как система бизнес-процессов, конечной целью которой является производство или поставка программного обеспечения, или оказание ИТ-услуг. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности («прозрачности») объекта управления (ИТ-организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания.

         2.3. Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает резкие скачкообразные улучшения, под которыми понимаются улучшения показателей деятельности компании в десятки раз, а не на определенный процент, как это происходит при использовании более традиционных методов. В частности, речь идет о технологии «управления качеством» или подходе «непрерывное усовершенствование процессов».  Реинжиниринг используется периодически для проведения радикальных преобразований, обеспечивающих существенное повышение эффективности процесса. А в период между этими «скачками» применяются методы постепенного улучшения для так называемой «настройки» усовершенствованных процессов. 

         2.4. Большинство авторов, изучающих феномен реинжиниринга бизнес-процессов и около существующих методов преобразования процессов, применяют в анализе процессов следующий методический инструментарий: качественный анализ процесса  (субъективная оценка), визуальный анализ графических схем, анализ состояния процесса по отношению к  (ISO, PDCA), измерение и анализ показателей.

         2.5. Объектом исследования выступает Закрытое акционерное общество "АйТи Сфера". Деятельность общества регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», нормативными актами РФ и учредительными документами. Общество действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования, выполняя задачи, определенные учредительными документами и стратегическими планами компании. Общая цель предприятия: получение прибыли от продажи программно-информационного продукта, приводящей к росту стоимости компании.

         2.6. В данной работе исследован процесс продаж программно-информационного продукта ЗАО "АйТи Сфера". На основе исследования проведено моделирование бизнес-процесса – построение модели «AS IS при помощи нотации IDEF0, IDEF3, а также инструментальной среды AllFusion Process Modeler.

         2.7. Качественный анализ модели AS-IS показал наличие проблематики в подпроцессе А1 Оформление продаж ПО, которая сводится к отсутствию процедур экспресс оценки заказываемых ИТ-решений Заказчиков.  Количественный анализ модели AS-IS показал наличие убытков от неэффективных процедур бизнес-процесса А1 Оформление продаж ПО, среднегодовое значение которых в период 2013-2015 гг. составило 640,88 тыс. руб.

         2.8. Найденные в модели AS-IS недостатки исправлены при создании модели TO-BE (как будет).

 

Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.3 (3 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009