Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
АВС метод определения затрат в розничной сети на примере ИТ департамента
Романенков Н.Н.
выпускник группы MBA CIO 29
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В современных условиях возрастающей конкуренции ценовые войны уходят на второй план. Важным фактором победы в конкурентной борьбе при относительно равных ценах предложить как можно больше необходимых сервисных услуг. Это влечет за собой неизбежный рост косвенных затрат.
Если раньше покупатель, приходя в магазин, точно знал, что он хочет купить и его интересовала лишь качество и цена, то теперь покупателя нужно привести в магазин, его удержать в магазине, дать подробную консультацию, предоставить возможность выбора, различные варианты оплаты и наконец, если необходимо организовать, доставку товара или его установку. Маркетинг, мерчендайзинг, различные программы лояльности, программы потребкредитования, транспортная логистика – все это сервисы, которые помогают магазину продать товар. И естественно пронизывающей нитью для практически всех сервисов являются поддерживающие информационные технологии, которые тоже создают затраты и должны достаточно справедливо распределятся по объектам.
Дипломная работа посвящена применению метода АВС (Activity Based Costing) для распределения косвенных затрат на объект учета - магазин. В работе разработана общая схема применения метода в рамках федеральной розничной сети, просчитаны результаты для ИТ департамента. Предпосылками внедрения данного метода в компании стало систематическое снижение оборота компании при общей положительной картине доходности магазинов. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с финансовым департаментом компании и имела практическое применение.
Данный метод является альтернативой классическому методу распределения затрат. Суть метода - это форма функционального анализа затрат (Function Cost Analysis), обеспечивающая современное понимание и более точное описание затрат и отображающая финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета.
Применение данного метода позволяет взглянуть на распределение затрат по объектам затрат с новой точки зрения. В основе метода АВС лежит предположение, что "деятельность потребляет ресурсы, а продукция потребляет деятельность", то есть затраты образуются в результате выполнения определенных операций.
Процесс расчета себестоимости производимой продукции (работ, услуг) с применением Activity based costing предполагает калькуляцию затрат в три этапа.
На первом этапе стоимость косвенных затрат на предприятии переносится на ресурсы пропорционально выбранным драйверам затрат. На втором этапе разрабатывается структура операций, необходимых для создания продукции (работ, услуг). После этого стоимость ресурсов, рассчитанная на предыдущем этапе, переносится на операции пропорционально выбранным драйверам ресурсов. На третьем этапе стоимость операций «поглощается» объектами затрат пропорционально драйверам операций. Результатом этого является рассчитанная себестоимость объекта затрат.
В ходе данной работы были проведены следующие мероприятия:
- проведен анализ процессов, поддерживающих работу магазина. Выявлены были дублирующиеся процессы, часть последовательных процессов не синхронизировались по времени, получена полная картина процессов по магазину
- определены все ресурсы и их стоимость, которые участвуют в процессах поддержки магазина.
- для выявления занятости персонала было проведено «фотографирование» рабочего дня сотрудников ИТ департамента. Эти данные использовались для расчета драйверов ресурсов
- классифицированы определены драйверы затрат, статьи затрат разнесены на ресурсы
- рассчитаны стоимости сервисных процессов ИТ департамента, оказываемых для магазина
- определен новый подход для формирования ИТ бюджета компании
Результатом работы явилось более точное и осмысленное распределение косвенных затрат на магазин. У ряда руководителей возникло понимание влияния их затрат на доходность магазина. Были достигнуты следующие положительные моменты:
- применен новый механизм в распределении затрат в управленческом учете
- сделана новая классификация магазинов. Выявлены дотационные магазины
- для дотационных магазинов определены конкретные планы мероприятий
- определен новый подход к формированию ИТ бюджета на следующий год.
На текущий момент работа по использованию АВС метода в компании не закончена. Ведутся дополнительные уточнения по применению метода для получения картины, адекватно отражающей действительность и желания топ -менеджеров.
- Войдите на сайт для отправки комментариев