Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Создание компании, предоставляющей услуги обеспечения нормативно-справочной информацией
Коснырев П.Н.
выпускник группы MBA CIO 29
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Современный бизнес в условиях жёсткой конкурентной борьбы сталкивается с необходимостью оперативной обработки большого объёма информации. По мере развития компании количество информационных потоков в ней возрастает, повышаются требования к скорости обработки и качеству данных. Это особенно справедливо для крупных компаний и холдингов. В указанном контексте информационные технологии начинают играть стратегически важную роль. Однако именно в крупных компаниях историческое наследие автоматизации наиболее плачевно. Как правило, можно наблюдать картину, когда в организации существует множество прикладных систем, построенных на различных программно-аппаратных платформах, слабо интегрированных между собой и отвечающих за узкие задачи управления в рамках отдельных структурных подразделений. В каждой прикладной системе реализована уникальная структура данных, используются отличные от других систем уровни абстракции при описании объектов, приняты свои стандарты кодировки и наименования, в результате одни и те же сущности в различных системах описаны по-разному. Это приводит к невозможности обмена данными между системами, что в свою очередь увеличивает транзакционные издержки при передаче результатов работы одного структурного подразделения другому в рамках основного бизнес-процесса. Кроме того, подобный «зоопарк» систем является причиной низкой доступности информации о бизнесе: необходимая информация есть в прикладных системах, но она противоречива и недоступна напрямую руководству. Консолидация данных в виде сводных отчётов оказывается крайне ресурсоёмкой и затратной по времени, что неприемлемо для оперативного анализа и принятия решений.
Не всегда такое положение является следствием отсутствия в компании единой стратегии ИТ. Зачастую для этого есть объективные причины, связанные с организационными изменениями, диверсификацией и перепрофилированием бизнеса, слиянием и поглощением предприятий, необходимостью автоматизации B2B-транзакций и пр. Следовательно, для компании возникает задача обеспечения единого информационного пространства в условиях гетерогенного ИТ-ландшафта. Другими словами, речь идёт о создании единой корпоративной информационной среды в первую очередь за счёт интеграции имеющихся прикладных систем.
Рассматривая многоуровневую ИТ-инфраструктуру с точки зрения СОА-подхода, можно выделить интеграцию прикладных систем на трёх уровнях: интеграция на уровне данных, интеграция на уровне приложений и интеграция на уровне интерфейса. В работе рассмотрена важнейшая область интеграции данных – управление нормативно-справочной информацией (далее – НСИ) и основными данными (Reference and Master Data Management).
В ходе работы были рассмотрены проблемы, возникающие при отсутствии обеспечения НСИ в компании; проанализированы подходы к решению задач, проистекающих из указанных проблем; сформулированы требования к методическому, организационному, информационному и программному обеспечению процесса управления НСИ; изучены решения, имеющиеся на рынке систем по управлению НСИ.
В качестве результатов данной части работы можно указать следующее:
- среди программных решений, предлагаемых к внедрению системными интеграторами, отсутствует система, в полной мере удовлетворяющая сформулированным требованиям;
- внедрение в компании системы управления НСИ требует значительных инвестиций и времени;
- для организации операционной деятельности по обеспечению НСИ за счёт ресурса компании необходимо создание выделенной организационной единицы;
- для поддержания ряда классификаторов и справочников (например, справочник МТР) требуется наличие определённой компетенции;
- процесс обеспечения НСИ хорошо структурирован и состоит из часто повторяющихся процедур, по которым существуют метрики оценки качества и объёма.
Приведённые результаты свидетельствуют о том, что процесс обеспечения НСИ может быть передан на аутсорсинг. Это позволит повысить качество получаемых услуг и сконцентрировать ресурс компании на собственном бизнесе. При этом компания получит выгоду за счёт экономии на зарплате штатным единицам и на лицензионных отчислениях за использование программного обеспечения.
Далее по ходу работы было проведено исследование рынка, которое показало, что в настоящее время услуги, связанные с обеспечением НСИ, ограничены преимущественно предложениями системных интеграторов по внедрению в компании корпоративной системы управления НСИ. Более того, зачастую сами системные интеграторы, реализуя проекты по внедрению систем класса ERP, нуждаются в услугах по формированию единого справочника из «исторических» систем. Данные работы, с одной стороны, требуют непрофильных для системных интеграторов компетенций, а с другой, связаны с рисками рестарта проекта, например, из-за невозможности сведения в ERP бухгалтерского баланса по причине плохого качества справочника ТМЦ. Таким образом, можно заключить, что появление компании-аутсорсера, предоставляющей услуги по обеспечению НСИ, может быть востребовано на рынке. Перечень услуг, оказываемых указанной компанией может выглядеть следующим образом:
- обеспечение НСИ;
- первичное наполнение справочников с использованием внешних информационных ресурсов (каталоги производителей, прайс-листы поставщиков);
- унификация и очистка записей справочников из исторических систем;
- классификация записей справочника в соответствии с отраслевыми, отечественными и зарубежными (международными) системами;
- мониторинг цен на МТР;
- предоставление системы управления основными данными (MDM) по модели Software as a Service (SaaS);
- рекламные услуги.
Исходя из этого был сформирован портфель инициатив в области ИТ, необходимых для создания компании. Среди основных результатов данной части работы можно перечислить следующие:
- предложено программное решение системы управления НСИ, отвечающее всем сформулированным выше требованиям;
- произведена оценка инвестиций в ИТ инфраструктуру;
- разработана стратегия интернет-маркетинга;
- спроектирована организационная структура ИТ подразделения компании;
- разработана ролевая модель и типовые процессы обработки запросов пользователей;
- сформирован каталог сервисов, рассчитаны ключевые параметры SLA.
Основной вывод: создание компании, предоставляющей услуги по обеспечению НСИ, позволит:
- повысить качество предоставляемых услуг по обеспечению НСИ за счёт создания единого центра компетенции;
- снижать удельную стоимость обработки одной записи справочника благодаря применяемым технологиям поиска и нормализации данных;
- снизить стоимость B2B транзакций вследствие использования единых справочников всеми организациями внутри логистической цепочки;
- выйти на рынки предоставления смежных услуг.
- Войдите на сайт для отправки комментариев