Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Стратегия ИТ-сорсинга в компании, производящей огнеупорные предприятия

Механников О.В.
выпускник группы MBA CIO 29
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Описание проблемы и постановка задачи

Современный рынок товаров и услуг характеризуется усиливающейся конкурентной борьбой компаний за настоящего и будущего клиента. Многообразие предложения запутывает и превышает ожидания покупателя, который стал требовательным и капризным. Возрастающая «теснота» на рынке сжимает цепочку создания продукта внутри компании, заставляя предприятия быть более гибкими и маневренными. Ориентация на клиента, сокращение издержек, повышение качества продукта и сервисный подход все чаще фигурируют в арсенале управленческих средств компаний, становясь необходимым требованием нашего времени. Под действием этих обстоятельств традиционная «запасливая» практика многих российских предприятий держать в штате полнофункциональный «бэк-офис» начинает «трещать по швам».

В первую очередь под прицел оптимизации попала вся вспомогательная деятельность предприятий, включая процессы ИТ-обеспечения. Все, что не ценно для покупателя, рассматривается как балласт. Крутись как хочешь, но создавай конкурентные преимущества, добавляй ценности продукту, либо сокращайся! Внутренние обеспечивающие службы, обычно, не готовы к такой жесткой позиции. Привычное иждивенческое положение, работа в «глубоком тылу» породили соответствующую ментальность вспомогательных подразделений, инертность в поведении и неспособность соответствовать возрастающим требованиям к гибкости и эффективности. А укоренившийся функциональный подход, по большому счету, не совместим с категориями качества и сервиса.

На этом фоне в обиходе российских компаний все чаще используется понятие аутсорсинга как практика внешнего управления непрофильной деятельностью. Главные мотивы — получение услуг необходимого качества, заплатив за них меньше, чем в случае использования внутренних ресурсов, а также формирование рыночных стимулов за результаты, необходимые бизнесу. Но, как известно, нет универсальных подходов и методик. И для оценки применимости аутсорсинга требуется взвешенный анализ относительно самого предприятия, его бизнес-стратегии, внутренней и внешней сред, в которых оно существует. За категоричными лозунгами «Будущее за аутсорсингом!» часто теряется из вида важное условие эффективного «внешнего управления» вспомогательными функциями. Заключается оно в трансформации методологии взаимоотношений – от функциональной схемы «делай, как я говорю!» к модели соглашения и партнерства. Умение сформулировать бизнес-задачу с одной стороны, услышать эту потребность и предоставить решение с другой, договорившись при этом «на равных» – задача не типичная для недавних руководителя и подчиненного.

Сложившийся опыт в попытках «оторвать» от бизнеса ИТ-службы породил различные гибридные сценарии сорсинга ИТ-услуг, которые расположились между диаметрально противоположными формами «Штатная функция» и «Полный аутсорсинг ИТ-процессов» со своей системой в распределении ответственности. «Аутсорсить» можно только проекты и реально работающие сервисы, но не всегда и не все функции ИТ требуют применения сервисной методологии.

Привязка решения распространенной проблемы на примере конкретной компании

В данной работе, на примере торгово-промышленного регионального предприятия, решается задача поиска функций ИТ-службы, которые целесообразно в текущих условиях преобразовать в сервисы с целью повышения эффективности работы ИТ-службы, её ориентации на бизнес-задачи предприятия; сформировать каталог ИТ-услуг и разработать адекватную задачам предприятия модель сорсинга для выделенных сервисов.

Задача решается в контексте корпоративной стратегии вывода за границы бизнес-единиц холдинга вспомогательных для бизнеса функций (не только ИТ).

Порядок решения

В основе решения лежит этапность вывода на «внешнее управление» функций ИТ с целью формирования оптимального для рассматриваемого предприятия ресурсного комплекса.

В работе используется методология сервис-менеджмента в области информационных технологий (ITSM), которая на практике преимущественно формализована в библиотеке ITIL. Для анализа архитектуры предприятия используется инструментарий методики Ананьина Владимира Игоревича, руководителя настоящей дипломной работы. В частности, для определения прикладных к деятельности предприятия функций и сервисов ИТ используется «Бизнес-рамка» - своеобразный метод структурирования используемых ИТ и их увязки через функциональность с существующими на предприятии видами деятельности.

Что сделано

В результате проделанной работы определены основные составляющие стратегии передачи на внешнее обслуживание задач в области информационных технологий огнеупорного предприятия. А именно:

  • Определено целевое состояние, которое заключается в формировании на базе управляющего центра холдинга сервисной компании в сценарии «Классический аутсорсинг», предоставляющего на рыночных принципах комплекс услуг в сфере обеспечения малого и среднего бизнеса;
  • Рассмотрено предприятие (объект исследования), специфика и виды его деятельности, архитектурный стиль ИТ-решений, существующие формы взаимодействия ИТ-службы и бизнеса. В частности, с помощью инструмента бизнес-рамка описана высокоуровневая модель функциональных областей предприятия. Определены границы и содержание «слоя» информационных технологий в доступных для диалога с бизнесом понятиях. Через сопоставление описанных компонент ИТ с функциональными областями предприятия проанализирован прикладной характер информационных технологий. Это позволило объективно интерпретировать их место и роль (значимость) на предприятии.
  • Стратегия основана на применении процессного подхода и идеологии сервис-менеджмента при выполнении ИТ-функций, допустимых к выводу за пределы предприятия. Выделенные компоненты архитектуры ИТ оценены с точки зрения применимости сервисного подхода в условиях, в которых существует и предполагает развиваться предприятие, на что влияют прикладной характер ИТ на предприятии, стиль ИТ-архитектуры, существующий характер взаимодействия между бизнесом и ИТ-службой. Оценена способность трансформации отношений из «вертикально-подчиненной» функциональной модели взаимодействия в «горизонтально-партнерскую».
  • Разработан план поэтапного перехода системы управления ИТ-обеспечением предприятия из модели штатного внутреннего обслуживания в модель классического аутсорсинга через распространенные сценарии ИТ-сорсинга: корпоративный инсорсинг, инсорсинг с каталогом услуг, аутсорсинг без активов, классический аутсорсинг. Рассмотрены необходимые условия и мероприятия для перехода на следующую ступень «лестницы» преобразования.
  • На последнем этапе работы спроектирован вариант каталога ИТ-услуг, который представляет набор конечных «продуктов» ИТ-службы. Содержательная часть каталога показывает задачи, решаемые ИТ-службой в интересах бизнеса, что само по себе делает информационные технологии более прозрачными и понятными для заказчика. А в условиях дальнейшей спецификации и параметризации позиций каталога может стать основным интерфейсом взаимодействия бизнес-заказчика и ИТ-службы на партнерских началах. Варианты услуг оценены с точки зрения перспектив коммерциализации в условиях регионального рынка ИТ-аутсорсинга.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009