Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Автоматизация деятельности предприятия и стратегия IT
Разбегаев В.В.
выпускник группы MBA CIO 30
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Рассмотрим определение А из "Большего экономического словаря" Борисов А.Б.
АВТОМАТИЗАЦИЯ — применение машин, машинной техники и технологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности. А. производства устраняет физически тяжелый, монотонный труд. А. управления направлена на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой.
И действительно, сегодня трудно представить деятельность предприятия без информационных технологий. Высокий темп развития отрасли вычислительных систем и решений обусловлен высокими темпами роста экономики и конкуренции. Все это диктует требования к новым технологиям и решениям в области IT. Возникает вопрос что же предлагает рынок, какие решения и технологии?
В зависимости от типа бизнеса и его задач мы увидим широкий список продуктов CRM, MRP, ERP, SCAD и пр. Одними из целей этих систем является прозрачность и прогнозируемость деятельности предприятия. Рядом функций систем является управление ресурсами предприятия, управление отношениями с клиентами, финансовый учет и пр. В свою очередь эти цели способствуют принятию правильных и своевременных стратегических решений руководством предприятия и позволяют эффективно управлять бизнесом. Стоит отметить тот факт, что выбор системы обусловлен так же спецификой предприятия и его размерами. Для сегмента среднего-малого бизнеса (SMB), который в России характеризуется размерами 50 - 500 сотрудников, внедрение систем автоматизации накладывает ограничения. Как правило бюджет проектов автоматизации таких компаний невелик. Существуют риски саботажа, сотрудниками компании, внедрения таких систем.
В свою очередь, основой деятельности любого предприятия является финансовый учет. А задачами предприятия являются снижение издержек и повышение прибыли. Под эти задачи разрабатывается бизнес стратегия. Стратегия IT неразрывно связана с деятельностью предприятия и стратегией бизнеса. Однако, нередка ситуация, когда стратегия отсутствует. И в этой ситуации информационные технологии будут барометром, измерительным инструментом, деятельности предприятия. Стоит отметить, тот факт, что IT может быть в пассивном, активном и даже проактивном состоянии по отношению к бизнесу. То есть в пассивном состоянии IT работает в режиме пожарной команды, только реагирует на требования бизнеса и, как правило, занимается "затыканием брешей". Бюджет на IT в такой модели минимален и направлен на выживание. Ни о какой Стратегии IT в такой модели не может быть и речи. Вторые две модели наиболее предпочтительны, являются моторчиками бизнеса и отличаются друг от друга степенью влияния на стратегические решения бизнеса. Для этих двух моделей как раз и требуется разработка собственной стратегии, которая будет коррелироваться со стратегией бизнеса.
Определим составляющие IT стратегии:
- Цели;
- Возможности. Ресурсы;
- Методы решения. Способы достижения;
- Набор ключевых показателей, KGI, KPI (опционально);
Цели в IT стратегии напрямую зависят от бизнес целей и определяют видение бизнеса. Примером таких целей могут являться:
- автоматизации новых направлений бизнеса;
- оптимизация существующих бизнес-процессов, путем их автоматизации;
- централизация управления и финансовой отчетности;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- обеспечение надежности;
Возможности и ресурсы должны соответствовать озвученным целям и представляют собой не только материально-техническую базу, но, не в последнюю очередь, возможность наличия квалифицированного персонала.
Методы и решения, они же способы достижения, позволяют определить варианты достижения поставленных целей в рамках имеющихся ресурсов. Бизнесу необходимо показать возможность выбора решения, а не ультимативное решение с жесткими рамками.
Набор ключевых показателей определяет критерии оценки достижимости цели (KGI) и эффективности использования ресурсов (KPI) на пути поставленных целей. Эту составляющую можно рассматривать, как опциональную. Прежде всего это связано с тем, что достижение поставленных целей зависит от многих факторов, учесть которые является затруднительным на этапе формирования стратегии. Поэтому KGI и KPI можно закрепить в последующем, в иных регламентирующих документах.
Разработка стратегии IT призвана определить план развития IT в зависимости долгосрочных планов бизнеса и позволить бизнесу управлять ресурсами выделяемыми IT на достижение целей. То есть для бизнеса будет более понятна зависимость инвестиций в IT от поставленных целей.
Итак мы подытожим связь стратегии IT и автоматизации. Как мы выяснили, автоматизация является неотъемлемой частью деятельности предприятия. При этом автоматизация без детально разработанной стратегии будет неполной.
- Войдите на сайт для отправки комментариев