Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Концепция развития цифровой модели железнодорожного грузового оператора
Медведев Д.А.
выпускник группы MBA CIO-50
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Существование«Великого шелкового пути»веками подогревало спрос и необходимость в производстве товаров, что в свою очередь на ментальном уровне залегло в генетику наций и воспринимается в современное время как мировой производитель (Китай) и мировой потребитель (Европа).
В новейшей истории были предприняты несколько попыток воссоздания «Великого шелкового пути». В подтверждение этому создание «Транссибирской магистрали», к сожалению, данный проект не дал желаемых результатов. А также, проектирование сухопутного Транс-Евразийского пояса «Развитие», которое осуществляется в наши дни.
Все это подтверждает существование реальной ценности в развитии мировой индустрии транспорта и организации потоков сбыта. Идеология «Великого шелкового пути» как «путеводная звезда», или миссия, может стоять в основе концепций развития и послужить инициативой в достижении результатов, построенных на новейших инструментах информатизации и аналитики.
Настоящий кейс содержит предложения по развитию информационных технологий в компаниях Группы «Оператора»в направлении целевой модели «цифрового железнодорожного грузового оператора и перевозчика».
Документ имеет следующую структуру:
· Контекстная справка
o Ключевые предприятия Группы и сферы деятельности
o Внутренние и внешние факторы бизнеса
o Стратегическое целеполагание
· Отраслевые тенденции
o Результаты аналитических обзоров отрасли
o Принципы деятельности цифрового перевозчика
· Ориентиры развития Информационных технологий (Далее – ИТ) в ГК «Оператор»
o Целевые роли ИТ в ГК «Оператор»
o Перспективные технологии цифрового перевозчика
· Текущее состояние ИТ в ГК «Оператор»
o Структура и динамика расходов на ИТ
o Оценка механизмов управления ИТ
o Оценка проблем деятельности, связанных с ИТ
· Целевое состояние ИТ в ГК «Оператор»
o Оценки бизнес-значимости функций и потенциалов их автоматизации
o Определение приоритетов автоматизации функций
o Определение состава перспективных и традиционных решений
· Оптимальный вариант развития ИТ
o Описание и сопоставление вариантов развития ИТ
o Предложение оптимального варианта
o Целевой портфель ИТ-проектов
· Дорожная карта
o Высокоуровневый план информатизации
o Первоочередные мероприятия подготовки к информатизации
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» №1632-р от 28 июля 2017 г.) указаны «сквозные» цифровые технологии, которые необходимо применять для формирования «прорывных» результатов в различных отраслях. При этом, реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе разработки соответствующих дорожных карт.
Базируясь на положениях программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также на заключениях о целевой роли ИТ ГК «Оператор», представляется возможным идентифицировать перспективные технологии, обладающие высоким потенциалом применения в модели цифрового железнодорожного грузового оператора.
Определение необходимого уровня расходов на ИТ предлагается выполнять путем соотнесения так называемого «эффективного ИТ-бюджета» с показателем SG&A. Как показывают исследования, между расходами на ИТ (годовыми ИТ-бюджетами) и традиционными показателями эффективности компании – прибылью, возвратом на инвестиции (Return on Investment, ROI), рентабельностью активов (Return on Assets, ROA) или рентабельностью капитала (Return on Equity, ROE) – статистических корреляций нет ни в целом по выборке, ни в рамках любой отрасли.
В исследовании «The Squandered Computer», вышедшем в 1997 году, на основе анализа масштабной статистической базы публичных компаний, Пол Страссман убедительно показал, что никакой явной корреляции между размером затрат на ИТ (ИТ-бюджетом) и различными показателями прибыльности предприятий не прослеживается. При этом, в ходе исследования обнаружилась корреляция ИТ-бюджета и SG&A-затрат компании.
ИТ-бюджет компании и ее SG&A (Sales, Governance, Administration) – затраты на взаимодействие с клиентами, управление, а также учет и контроль – имеют положительную корреляцию (растут и падают одновременно). Это открытие указывает направление анализа эффектов от инвестиций в ИТ. Данный показатель отражает эффективность использования нематериальных активов – информации, процессов и процедур, качества персонала. Среди других бизнес-показателей компании именно SG&A тесно связан с трансакционными издержками. Трансакционные издержки являются ключевым понятием институциональной экономики и относятся не к производству услуг непосредственно, а к сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и обработку всей необходимой для деятельности информации, а также затратами на контроль.
Таким образом, структура ИТ-бюджета должна привязываться к статьям SG&A с тем, чтобы определять объективную необходимость к изменениям совокупной величины ИТ-бюджета. При этом, величина «эффективного ИТ-бюджета» в каждом цикле информатизации должна определяться потребностями автоматизации функций с учетом приоритетов автоматизации, в соответствии с архитектурой ИТ.
В целях концептуального проектирования целевого состояния ИТ, выполнен анализ функциональной модели ГК «Оператор» по направлениям:
· Бизнес-значимость функций
· Потенциалы автоматизации функций
· Приоритеты автоматизации функций
Выполнен анализ существующих ИТ-проектов. Предложены варианты развития ИТ и выбран наиболее оптимальный, с точки зрения его результативности и рациональности. Описаны возможные трансформации существующих ИТ-проектов и дополнительные ИТ-проекты, которые целесообразно включить в целевой портфель.
Разработана высокоуровневая дорожная карта реализации целевого портфеля ИТ-проектов, состоящая из трех эшелонов проектов.
На примере реального кейса, реализация которого осуществляется в текущий момент, у нас была возможность используя новейшие методики моделирования, информатизации, технического- и бизнес анализа, а также применения ключевых экспертных знаний в области, создать уникальную модель цифровизации транспортно-логистической компании.
Данная концепция может послужить фундаментом для ИТ-топ менеджмента при проектировании и реализации ИТ-стратегии компании, создания политик и регламентов существования и функционирования подразделения ИТ, определении значимости и получение ценности от комплементарности активов компании совместно с ИТ .
- Войдите на сайт для отправки комментариев