Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Реновация телекоммуникационного комплекса при реализации ИТ стратегии
Кононов Д.Г.
выпускник группы MBA CIO-50
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящее время развитие предприятия невозможно без применения информационных технологий (ИТ). При этом стратегия развития ИТ компании обусловлена стратегией развития самого предприятия, должна соответствовать его целям. Поэтому можно сказать, что существует прямая зависимость между целями компании и целями развития её ИТ стратегии. И важным условием является тот факт, что пути реализации ИТ стратегии во многом определяют направления стратегического развития самой компании.
Есть одно общее для всех предприятий правило, определяющее стратегическое развитие ИТ , а, следовательно, лежащее в основе формирования ИТ стратегии компании. Используемые на предприятии ИТ должны эксплуатироваться беспрерывно в течение такого периодавремени, пока решаемые с их помощью задачи остаются актуальными, т.е. функции элементов информационной системы должны выполняться постоянно, при этом сами элементы (устройства, программное обеспечение) должны меняться «в ногу со временем». А период жизненного циклаэлементов информационной среды очень непродолжителен и составляет в среднем 3-5 лет, как для оборудования, так и для программного обеспечения. Поэтому основой при реализации ИТ стратегии является обеспечение непрерывности процесса использования ИТ для достижения целей компании. Этот принцип является основополагающим при формировании целей стратегического развития ИТ, а также он определяет необходимость реновации различных компонентов ИТ компании.
Работа посвящена вопросам реализации ИТ стратегии компании за счет реновации телекоммуникационного комплекса. Рассматриваемая в данной работе стратегия развития ИТ Акционерного Общества на период до 2022 года направлена на формализацию текущего состояния ИТ, определение целевого состояния ИТ, а именно информационных систем, инфраструктуры, телекоммуникаций и организации ИТ, выраженного целевыми моделями и последовательностью действий по их достижению.
Перед Стратегией ИТ поставлены следующие ключевые цели:
ü Обеспечение современными ИТ выполнения функций Общества, предусмотренных законодательством в области электроэнергетики и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами, соглашениями с субъектами электроэнергетики, документами в области стандартизации, а также «Положением о технической политике Общества до 2022 года».
ü Создание условий для системного и комплексного развития ИТ Общества до 2022 г., обеспечивающих прогнозируемые потребности в автоматизации технологических и нетехнологических деловых процессов Общества.
ü Обеспечение координации развития ИТ, используемых в Обществе, с развитием ИТ, используемых ключевыми субъектами электроэнергетики, и соответствия мировым тенденциям развития ИТ в отрасли.
Структура работы определяется основными этапами разработкистратегии ИТ:
ü Этап 1. Анализ текущего состояния ИТ: оценка текущего состояния ИТ Общества в объеме, необходимом для разработки целевых моделей.
ü Этап 2. Разработка целевой модели ИТ: разработка целевой модели ИТ и определение стратегических инициатив, направленных на достижение поставленных целей и задач развития ИТ Общества.
ü Этап 3. Разработка Программы мероприятий, направленных на достижение целевой модели ИТ: разработка программы мероприятий по достижению целевой модели ИТ и оценка бюджета на ее выполнение.
ü Этап 4. Методологическое сопровождение рассмотрения и утверждения Стратегии Правлением и Советом директоров Общества.
При формировании ИТ стратегии выделены те области, которые определяют ключевую цель развития ИТ в компании - обеспечение непрерывности процесса использования ИТ. В качестве такой областидля Общества, прежде всего, выступает область «Телекоммуникации и связь». Именно от данного направления зависят сроки использования и модернизации используемого в ИТ Общества оборудования. Также важнейшей составляющей реализации обеспечения непрерывности использования ИТ является проведение реновации телекоммуникационного комплекса, ее сроки, технико-эксплуатационные характеристики принимаемых проектных решений. Поэтому в работе более подробно рассматривается область «Телекоммуникации и связь».
В работе были сформулированы три базовых принципа функционирования Общества, которые оказывают непосредственное влияние на текущую и будущую организацию ИТ в Обществе. Данные принципы тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга:
ü Надежность.
ü Перспектива.
ü Эффективность.
Данные принципы являются основой как для проведения анализа существующего состояния ИТ в Обществе, так и для разработки целевых моделей ИТ и программы реновации.
Работа состоит из трех частей, введения и заключения.
В теоретической части работы изложены принципы формирования ИТ стратегии Общества, проанализировано текущее состояние телекоммуникаций и связиОбщества, выявлены основные проблемы развития телекоммуникаций и связи и пути их решения.
В методической части рассмотрены подходы, принципы и целевые модели развития ИТ в Обществе, выявлены области их функционирования и развития. Приведеныстратегические инициативы в области телекоммуникаций и связии их основные характеристики.
В практической части проведен анализ существующей инфраструктуры первичной сети связи (далее – ПСС) Общества, определены основные требования к оборудованию для ее модернизации, а также критерии выбора оборудования. На основе сравнительного анализа вариантов оборудования выявлено оптимальное техническое решение длямодернизации сети.
Основой для разработки целевых моделей явились результаты проведенного анализа текущего состояния ИТ, а также направления развития, зафиксированные в «Положении о технической политике до 2022 года».
Целевая модель в области «Телекоммуникации и связь» была сформирована на основе следующих принципов, обеспечивающих её соответствие основным задачам ИТ:
1. Унификация процессов управления телекоммуникациями и связью.
2. Оптимизация затрат на поддержку некритичных услуг.
3. Повышение надежности существующей, и планируемых систем телекоммуникации и связи.
4. Повышение пропускной способности каналов связи пропорционально потребностям пользователей и ПАК (ИУС).
5. Дифференцированные подходы к каналам связи и аппаратному обеспечению при реализации услуг телекоммуникаций и связи в зависимости от размеров филиала или критичности объекта.
6. Унификация и стандартизация используемых технических решений.
7. Повышение наблюдаемости и управляемости, существующей ИТ инфраструктуры.
В работе рассмотрены целевые модели в области «Телекоммуникации и связь»:
1. Телефония и видеоконференцсвязь.
2. Корпоративная сеть связи.
3. Взаимодействие с субъектами электроэнергетики.
4. Обеспечение непрерывности предоставления услуг.
5. Аппаратное и программное обеспечение.
Для каждого из направлений разработаны критерии достижения целевого состояния и перечень проектов, которые необходимо выполнить.
Укрупненно все стратегические инициативы, запланированные к реализации в части телекоммуникаций и связи, разделены на 4 группы:
1. Телефония – проекты, направленные на развитие систем корпоративной телефонии и ВКС, систем диспетчерской телефонии и систем записи диспетчерских переговоров.
2. Корпоративная сеть передачи данных – проекты, направленные на развитие корпоративной сети передачи данных и определение способов повышения эффективности передачи критичного трафика.
3. Взаимодействие с субъектами – проекты, направленные на дифференциацию требований к каналам связи до объектов и актуализацию требований к информационному взаимодействию с субъектами.
4. Телекоммуникационное оборудование и каналы последней мили - проекты, направленные на разработку целевых архитектур организации телекоммуникаций и связи, регламентацию выбора оборудования и стандартизацию схем телекоммуникационных сетей филиалов, поэтапное обновление оборудования с целью устранения накопленного уровня деградации, обновление оборудования первичной сети и повышение надежности каналов последней мили посредством организации SDH-колец во всех филиалах.
В работе дано описание «дорожной карты» реализации технического решения до 2020 года с укрупненными расчетами инвестиционных и операционных затрат.
Результативность реновации зависит от технико-эксплуатационных характеристик принимаемых проектных решений. В связи с этим очень важным, с практической точки зрения, является применение технико-экономического анализа в процессе принятия решения о выборе вариантов модернизации. В результате технико-экономического анализа была сформирована Программа реновации «Обновление оборудования первичной сети».
В качестве результатов работы можно выделить, что на основании ИТ политики разработана Программа реновации оборудования ирассчитаны затраты. В силу того, что в основе формирования Программы реновации лежали цели и принципы стратегического развития Общества, можно сделать вывод о том, что результаты работы удовлетворяют задачам, стоящим перед компанией.
- Войдите на сайт для отправки комментариев