Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Реализация положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236 «О требованиях к предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг» на примере Тюменской области

Яблонская О.Л.

Выпускник группы ITM-15

Школа IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Порядок и прозрачность в сфере оказания услуг, повышение качества оказания услуг- это ключевые положения административной реформы.

Для воплощения в жизнь такого приоритетного направления 30 июля 2010 года вступил в свою законную силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Далее длясовершенствования системы предоставления услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации постановлением от 26 марта 2016 г. № 236 утверждаются требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг - «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид.

Для реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 в Тюменской области была проведена работа по анализу требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг в отношении их реализации на Портале услуг Тюменской области.Был утвержден Сводный план, в который вошли не только технологические мероприятия, которые требовалось реализовать для исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236. Также Сводный план содержал перечень организационных мероприятий, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их услуг, которые в первую очередь должны быть приведены в соответствии с требованиями в качестве «пилотных услуг».После утверждения Сводного плана по каждой «пилотной» услуге был сформулирован план совместных действий как организационного, так и технического характера.

По итогам реализации мероприятий по каждой услуге было принято решение об успешности данного опыта и готовности тиражирования практики на остальные государственные и услуги, оказываемые исполнительными органами государственной власти Тюменской области. Департаментом информатизации Тюменской области был предложен план работ, но уже по тиражированию имеющегося опыта по приведению процесса оказания электронных услуг, в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236.

Положительной стороной реализации «пилотного» проекта в 2016 году на 10 услугах стало и то, что некоторые ведомства были готовы отказаться от приема заявлений традиционным способом, и обратиться в сторону приема заявлений исключительно в электронном виде.

Следующим этапом стало тиражирование уже имеющегося опыта на остальные региональные услуги.

Для оптимизации работы по сбору и обработке данных по услугам, оказываемых органами власти области была разработана информационная система «Сбор данных о государственных услугах», которая была наполнена информацией о действиях (процедурах), которые уже реализованы, для каждой оказываемой государственной услуги.

По итогам наполнения информационной системы «Сбор данных о государственных услугах», с каждым органом власти было проведено рабочее совещание, в рамках которого определен перечень действий (процедур) которые необходимо реализовать на Портале услуг Тюменской области, а также определен срок их реализации. Эта практика была принята еще при реализации «пилотного» проекта.

Ключевой особенность такой работы также стало то, что при формировании перечня необходимых изменений по услуге проводилась оптимизация в части: отказа от максимально возможного количества запрашиваемых у заявителя документов и перевода их в электронное межведомственное взаимодействие, сокращения количества посещений заявителем органа власти и оказания услуги исключительно в электронном виде, получения результата оказания государственной услуги в электронном виде, а также сокращения сроков оказания услуги и предоставление скидок на пошлины, при обращении за услугой в электронном виде.

В дальнейшем, при завершении организационных и технологических мероприятия, с целью информирования граждан о возможностях обратиться за новыми государственными услугами в электронном виде был проведен ряд мероприятий по популяризации государственной услуги и вовлечению граждан Тюменской области в процесс получения государственной услуги в электронном виде на Портале услуг Тюменской области.

Также работа по популяризации проводилась и в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Были подготовлены плакаты и раздаточный материал, в котором были описаны преимущества получения услуг в электронном виде, был разъяснен порядок регистрации на Портале Госуслуг, приведен перечень наиболее популярных услуг, а также услуг, которые недавно стали доступны в электронном виде.

Параллельно проводилась и работа с сотрудниками исполнительных органов исполнительной власти Тюменской области, по другую сторону Портала с электронными услугами шла разъяснительная работа со специалистами, которые непосредственно оказывают услуги. До государственных служащих доносилась информация о необходимости качественной работы с заявлениями, которые поступают с Портала услуг Тюменской области, выстраивалась определенная трудовая дисциплина.

С целью мониторинга роста количества обращений за услугами в Информационно-аналитической системе Тюменской области реализован отчет, который позволяет увидеть динамику роста количества услуг, предоставляемых в электронном виде.

Использование такого аналитического инструмента, а также наложение на него мероприятий по популяризации также позволяет сделать вывод об эффективности тех или иных мероприятиях, и использовать в дальнейшем только лучшие практики взаимодействия с гражданами.

В постоянном режиме проводился аудит технической работоспособности государственных услуг на Портале услуг Тюменской области после того, как государственная услуга была переведена в электронный вид и стала доступна кнопка «Получить услуг».Для государственной услуги разрабатывался автоматический скрипт, который проверяет работоспособность государственной услуги по заданным процедурам.Помимо, автоматических средств проверки работоспособности электронных государственных услуг используется и так называемая «ручная» проверка, которая проходит путем проведения «контрольных закупок» по получению электронных государственных услуг.

Все вышеназванные мероприятия позволили увеличить количество услуг, оказываемых отдельными ведомствами, в электронном виде с 0% до 30% уже за 1-е полугодие 2017 года. Также, в аттестационной работе рассчитана экономическая эффективность от проведенной работе, которую получили граждане Тюменской области от использования услуг в электронном виде на примере трех исполнительных органов государственной власти.

Следует также отметить, что изложенный опыт работы региона по данному направлению является уникальным, при этом он может быть использован и другими регионами для исполнения требований Постановления правительства Российской Федерации.

Более того, описанный подход может быть применен субъектами Российской Федерации не только при работе по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236, но и при реализации других региональных ИТ-проектов.

В дополнение, следует отметить, что дипломная работа наглядно представляет, как при наличии определенных требований, заинтересованности органов исполнительной власти можно не просто выполнить требования законодательства, а повысить уровень доверия граждан к государственным электронным сервисам и обеспечить их использование.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009