Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом обеспечения непрерывности бизнеса коммерческой фирмы

Иманов Р.А.

Выпускник группы ITM-15

Школа ИТ-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

В современном мире технологии, созданные и совершенствуемые людьми так сильно автоматизировали процессы, происходящие в нашем обществе, что стало понятно, что жизнь стала зависеть от того, как работают созданные системы. Первыми, кто решил это анализировать, как и в случае создания управления проектами (Prince, PMI и так далее), стали военные. В их случае было понятно, что стоит заранее задуматься, что они будут делать, если будут поражены те или иные объекты врагом или природой. В дальнейшем эти технологии были переняты бизнесом, так как он столкнулся со схожими проблемами.

Впервые с необходимостью создания планов восстановления бизнеса (BusinessContinuityPlan) компании столкнулись в начале 90-х годов прошлого века, после ряда чрезвычайных происшествий, которые имели весьма трагичные последствия для ряда компаний.

Ярким примером техногенной катастрофы, повлиявший на дальнейшую судьбу организации, является история производителя телефонов — компании Ericsson. На момент катастрофы компания была третьим в мире производителем мобильных телефонов. Единственным ресурсом компании Ericsson по производству электронных компонентов для мобильных телефонов в 1990-х годах являлся завод компании Philips в Нью-Мексико. В марте 2000 года на заводе произошёл пожар, уничтоживший оборудование и выведший из строя производственные линии. Вскоре выяснилось, что на устранение неполадок понадобится несколько месяцев, а компания Ericsson столкнулась с дефицитом комплектующих. Это поставило под сомнение её будущее, как производителя мобильных телефонов. В целях сокращения издержек на производство компания приняла решение о сотрудничестве с азиатскими производителями, и в первую очередь — с Sony. В связи с чем уже в 2001 году появилась объединенная компания SonyEricsson. Сейчас обеспечение непрерывности бизнеса стало не только интересом владельцев бизнеса, но и инвесторов, которых перестали устраивать только личные способности руководителей в случае чрезвыйчайных ситуаций. Обеспечение безотказной работы ключевых процессов компании и наличие детального плана действий дает гарантии, что компании продолжит существовать в случае нештатных ситуациях даже если пострадал кто-то из сотрудников, а это в свою очередь сможет минимизировать потери.

План обеспечения непрерывности бизнеса (BCP) - план, описывающий резервирование процессов, действия, необходимые для восстановления нормальной деятельности в случае чрезвычайных ситуаций. Кроме того, план поддерживается в актуальном состоянии, как часть программы безопасности, для обеспечения доступности критических ресурсов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (Disaster).

Чрезвычайная ситуация (Disaster) – ситуация, которая повлекла за собой частичную или полную приостановку деятельности компании или подразделения. Данная ситуация может возникнуть в следствие:

• Природных явлений

• Терористических актов

• Техногенных катастроф

• Социальных явлений

• Экономических явлений

и т.д.

К созданию плана нужно привлекать высшее руководство компании, которое сможет содействовать в определении критических ресурсов компании. Руководителем проекта в основном выступает директор ИТ отдела, либо его заместитель.

На этапе создания проекта обеспечения непрерывности бизнеса нужно определиться с содержанием и разработать пошаговый план. Для этого требуется провести анализ воздействия на бизнес и оценить риски

Анализ воздействия на бизнес - выделение и ранжирование значимых для бизнеса процессов и определение требований к ним по непрерывности.

На этапе анализа детально изучаются процессы компании. Для того проводятся переговоры с руководителями отделов, входящих в область проекта. В некоторых случаях достаточно и разговора с руководителем компании, который может дать ответы на интересующие вопросы и обрисовать процессы. Но в большинстве случаев в ходе беседы с руководителями отделов определяются функции и процессы каждого подразделения. После этого опрашиваются владельцы процессов для выяснения воздействия на бизнес и степень зависимости от ИТ и внешних сервисов. И затем обозначается максимально допустимое время простоя.

Риск — влияние неопределенности на цели.

Оценка риска / riskassessment — процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и оценку риска.

Целью оценки рисков в рамках управления непрерывностью бизнеса является определение событий, которые могут привести к нарушению деятельности компании, а также их последствий (ущерб).

План обеспечения непрерывности бизнеса нужно всегда поддерживать в актуальном состоянии. Это план не только очередная бумажка для аудиторов, это спасительный круг для любой компании в случае чрезвычайных происшествий и нештатных ситуаций. И каждое обновление плана должно сопровождаться тестированием и обучением.

В данном исследовании я разбирал группу компаний ОСТ, которая занимается клиническими исследованиями, работает со спонсорами с разных стран мира, и имеет офисы в разных городах мира.

Группа компаний ОСТимеет в своей структуре 4 компании: ОСТ-Рус (головная компания), Дата МАТРИКС, Пример Капитал, Рикон. У каждой компании есть свое направление деятельности. Основные направления деятельности:

• ОСТ-Рус – организация клинических исследований медицинских препаратов

• Дата МАТРИКС – разработка программных продуктов на базе облачных технологий для проведения клинических исследований (электронная ИРК, рандомизация, контроль поставок, монитор безопасности и управление проектами).

• Пример Капитал – инвестиционный проект.

• Рикон – регистрация медицинских препаратов.

И хотя каждая компания имеет свою структуру, фактическая структура в компании общая, где у каждой дочерней компании выделяются их основные направления. Общая структура группы компаний выглядит следующим образом:

1.           Юридический отдел

2.           Отдел развития бизнеса

3.           Отдел логистики

4.           Отдел информационных технологий

5.           Финансовый отдел

6.           Отдел клинических исследований

7.           Отдел медицинских писателей

8.           Отдел качества

9.           Отдел разработки

 

После того, как были определены критические процессы, решено было заняться непрерывностью бизнес процессов, связанных с сохранностью данных и работой коммутационного и серверного оборудования.

Проект обеспечения непрерывности бизнеса коммерческой фирмы

Миссия: Обеспечение безотказности бизнес процессов компании

Цели:

1.                      Обеспечение безотказной работы серверов компании

2.                      Обеспечение безотказной работы сети компании

3.                      Организация зеркального датацентра

Продукты

1. Зарезервированные сервера

1.1          Домен-контроллер+резерв, DHCP-Сервер+резерв

1.2          Файловый сервер+резерв

1.3          E-mail+резерв

1.4          Сервер приложений+резерв

1.5          Сервер баз данных+резерв

1.6          Сервер 1С+резерв, сервер баз данных 1С+резерв

1.7          Сертификационный сервер+резерв

2. Зарезервированное коммутационное оборудование

2.1          Роутер+резерв, коммутатор+резерв в датацентре

2.2          Роутер+резерв, запасные коммутаторы в офисах

3. Зеркальная площадка с оборудованием

3.1          Резервный датацентр

3.2          Зеркальное оборудование

3.3          Интернет, канал связи с основным датацентром и головным офисом

3.4          Репликация данных

 

Сложности и ошибки:

1.                      Не учтены ограничения

2.                      Изначальная система

3.                      Особенность архитектуры и программного обеспечения

4.                      Позднее начало проекта.

5.                      Отсутствие квалифицированных исполнителей

 

Оценочная стоимость проекта16101600 рублей.

Возможные потери.

Катализатором начала проекта стала чрезвычайная ситуация, которая привела к потере сервиса на сутки. В течение этого времени были проиграны тендеры на 3 проекта общей стоимостью 17000000 рублей. Подобных проектов в работе на момент начала было около 20. Кроме того, приостановка некоторых бизнес процессов может привести к нарушению 61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Что может привести, кроме финансовыхи имиджевых потерь, еще и к уголовной ответственности.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009