Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Проектирование универсального решения для операторов подвижного состава на базе ИРС "Перевозки"
Барабашин Е.О.
Выпускник группы ITM-31
Школа ИТ-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящий момент в России более 1500 компаний-собственников подвижного состава, владеющие менее 1000 единиц ПС.Основной особенностью автоматизации таких компаний является зачастую отсутствие бюджета на ИТ и отсутствие собственной ИТ инфраструктуры. Несмотря на то, что данная оценка количества возможных компаний-интересантов является очень условной и довольно грубой, она даёт верхнюю оценку количеству возможных клиентов.Исходя из вышеизложенного, в данной работе проанализированы основные бизнес процессы компаний-операторов ПС с целью их обобщения и унификации.
Учитывая факт отсутствия у небольших компаний собственной ИТ инфраструктуры предоставление компаниям, заинтересованным в таком продукте, услуги по доступу ко всем возможностям ИРС «Перевозки», посредством удалённого доступа на облачный сервер компании Лестер-ИТ. И по сути, предоставления SaaS сервиса для компании.
Основной целью данной работы является построение обобщённой модели бизнес-процессов, свойственных каждой операторской компании, при этом рассматриваются процессы, предназначенные для автоматизации, только в рамках основной деятельности компаний операторов ПС. К основной деятельности в рассматриваемом случае относятся только процессы оказания услуг,связанных с транспортно-экспедиционной и оператороской деятельностью. Процессы учёта взаиморасчётов с клиентами и поставщиками в рамках договоров аренды ПС, ремонтов ПС, договоров на отстой вагонов, а также всех взаимоотношений с контрагентами по хозяйственной и иным видам деятельностям компаний операторов не входят в разрабатываемую модель. Для описания бизнес процессов была выбрана методология ARIS. Основные причины выбора данной методологии рассматриваются в главе 1 данной работы.
Во второй главе данной работы представлены, полученные в результате анализа деятельности нескольких компаний-операторов ПС, модели процессов, автоматизация которых, по мнению автора данной работы, может послужить основной причиной выбора соответствующего поставщика ПО.
Все процессы и объекты процессов рассматриваются в терминах используемого для последующей автоматизации ПО – ИРС «Перевозки». ИРС «Перевозки» — комплексная система для автоматизации управления грузовыми ж/д перевозками и парком подвижного состава, а также оперативно-финансового учета в компаниях, связанных с ж/д перевозками.
ИРС «Перевозки» состоит из технологических модулей, каждый из которых позволяет реализовывать отдельный сегмент работы компании.
Процессы, рассматриваемые к автоматизации, являются лишь частью, хотя и существенной, всех процессов компаний, операторов. Так в работе рассматривается один из наиболее общих процессов ведения заявочной компании у операторов подвижного состава. Для небольших компаний наличие процесса согласования заявок клиентов не является обязательным, но рассматривается в работе, как потенциально необходимая часть обобщённого функционала. Следующими группами процессов является учёт и управление парком и ведение оперативно-финансового учёта услуг, связанных с перевозкой груза и предоставления подвижного состава.
Стоит также отметить, что те способы и подходы к решению многих задач по автоматизации больших компаний собственников ПС, зачастую разнятся с требованиями, предъявляемыми небольшими компаниями. В 3 главе рассматриваются конкретные примеры и возможные пути выхода из возникающих ситуаций. В том числе в данной главе поднимаются ключевые вопросы, являющиеся основным камнем преткновения в создании универсального программного продукта для компаний операторов.
В связи с тем, что моделирование обобщённых процессов автоматизации пула компаний, само по себе является непростой задачей, реализация данной модели на конкретных компаниях зачастую сталкивается с целым рядом проблем. Основными источниками проблем при реализации являются расхождения в договорных условиях. Несмотря на то, что договор ТЭО по российскому законодательству является вполне конкретно описанным типом договора с соответствующими характеристиками, компании, пользуясь соответствующей статьёй гражданского кодекса о свободе договора включают в документы такого типа условия по своей сути являющиеся элементами договоров других типов. Вторым немаловажным источником проблем при автоматизации небольших компаний является очень ограниченный набор источников данных, без которых, бесспорно, процесс автоматизации становится очень трудоёмким, так как возникает необходимость дополнительных обработок данных и их модернизация.
В целом, из проведённого анализа можно сделать вывод о том, что создание универсального программного продукта для небольших операторских компаний возможно, но с учётом ряда ограничений.
- Войдите на сайт для отправки комментариев