Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне

Разумовский Д.О.
выпускник группы ITM-21
Школа IT-менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Современный уровень развития Российской Федерации формирует спрос на новые способы взаимодействия заявителей (граждан и бизнеса) и представителей органов власти. На смену «государства-администратора» постепенно приходит концепция «сервисного государства», т.е. государства, обслуживающего своих граждан, предоставляющего комплекс социально-значимых услуг. В таком государстве важными параметрами являются своевременность и качество оказания услуг, комфортность их получения.

Для реализации указанной модели необходим целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса предоставления государственных услуг. Основные направления реализации указанных мероприятий описаны в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации  и Концепции снижения административных барьеров и повышения качества предоставления государственных услуг. Одним из ключевых моментов при этом является формирование в Российской Федерации электронного правительства, включая перевод государственных  услуг в электронный вид.

В соответствии с Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 год под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. 

Целью внедрения электронного правительства является повышение доступности услуг для граждан и бизнеса.

Основными инфраструктурными элементами электронного правительства в Российской Федерации являются:

  • единый портал государственных услуг;
  • реестр государственных услуг;
  • система межведомственного электронного взаимодействия;
  • единая система идентификации и аутентификации.

Текущее состояние развития электронного правительства характеризуется:

  • наличием апробированной методологии перевода государственных услуг в электронный вид на федерльном уровне;
  • функционирующими базовыми элементами инфраструктуры электронного правительства;
  • переводом ряда федеральных услуг в электронный вид;
  • наличием опыта перевода государственных услуг в электронный вид в отдельных субъектах Российской Федерации.

Однако большинство регионов сталкиваются с серьезными ограничениями при внедрении электронного правительства. Эти ограничения можно разделить на три блока: технические (отсутствие цифровой инфраструктуры, включая каналы связи), технологические (низкий уровень информатизации ведомств) и организационные (отсутствие методологии перевода государственных услуг в электронный вид, адаптированной для регионального уровня).

Наиболее существенным организационным ограничением (проблемой) является отсутствие методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне. Без наличия и, что самое главное, апробации данной методологии невозможно обеспечить грамотное  планирование и реализацию проекта перевода услуг в электронный вид.

Именно поэтому целью аттестационной работы является создание методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне, которая обеспечит снижение издержек координации участников этого процесса и повысит качество электронных услуг.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  • анализ основных направлений внедрения электронного правительства в Российской Федерации;
  • оценка текущего состояния оказания государственных услуг на региональном уровне и этапов их перевода в электронный вид;
  • описание участников процесса перевода услуг в электронный вид и их ролей;
  • формирование матрицы процессов  перевода государственных услуг в электронный вид, разработка методологии;
  • апробация разработанной методологии на примере конкретной государственной услуги и формирование предложений по ее внедрению.

Объектом работы является процесс перевода государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в электронный вид.

Предмет работы – совокупность взаимоотношений между участниками процесса перевода вышеуказанной государственной услуги в электронный вид.

Границами аттестационной работы является разработка методологии перевода государственных услуг в электронный вид и ее апробация на примере конкретной услуги с подготовкой перечня мероприятий по дальнейшему внедрению и тиражированию разработанной методологии.  

В результате работ сформирована действенная система управления проектом по переводу государственных услуг в электронный вид на региональном уровне.  Основу этой работы составляет методология создания автоматизированных систем, методология проектного управления, а также методология менеджмента услуг в сфере информационных технологий.

Область применения результатов работы – планирование, реализация и контроль выполнения проектов по переводу государственных услуг в электронный вид на региональном уровне.

Анализируя результаты выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

    • в настоящее время на региональном уровне  отсутствует положительный опыт внедрения элементов электронного правительства (за исключением отдельных субъектов Российской Федерации);
  • существующая федеральная методология перевода государственных услуг в электронный вид не адаптирована для субъектов Российской Федерации и не может быть  использована  последними без соответствующей доработки;
  • отсутствие адаптированной региональной методологии  ограничивает перевод государственных услуг в электронный вид, снижает эффективность указанных работ и может привести к недостижению установленных целевых показателей по внедрению электронного правительства;
  • разработанная методология перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне является лишь первым этапом комплекса мероприятий, направленных на создание системы планирования, формирования заказа, исполнения и контроля реализации проектов, связанных с внедрением на региональном уровне элементов электронного правительства;
  • в процессе использования методологии осуществляется ее доработка с целью максимально возможного учета особенностей перевода в электронный вид конкретных государственных услуг.

 

Рубрика: 
Электронное государство
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009