Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне
Разумовский Д.О.
выпускник группы ITM-21
Школа IT-менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.
Современный уровень развития Российской Федерации формирует спрос на новые способы взаимодействия заявителей (граждан и бизнеса) и представителей органов власти. На смену «государства-администратора» постепенно приходит концепция «сервисного государства», т.е. государства, обслуживающего своих граждан, предоставляющего комплекс социально-значимых услуг. В таком государстве важными параметрами являются своевременность и качество оказания услуг, комфортность их получения.
Для реализации указанной модели необходим целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса предоставления государственных услуг. Основные направления реализации указанных мероприятий описаны в Концепции проведения административной реформы в Российской Федерации и Концепции снижения административных барьеров и повышения качества предоставления государственных услуг. Одним из ключевых моментов при этом является формирование в Российской Федерации электронного правительства, включая перевод государственных услуг в электронный вид.
В соответствии с Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 год под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Целью внедрения электронного правительства является повышение доступности услуг для граждан и бизнеса.
Основными инфраструктурными элементами электронного правительства в Российской Федерации являются:
- единый портал государственных услуг;
- реестр государственных услуг;
- система межведомственного электронного взаимодействия;
- единая система идентификации и аутентификации.
Текущее состояние развития электронного правительства характеризуется:
- наличием апробированной методологии перевода государственных услуг в электронный вид на федерльном уровне;
- функционирующими базовыми элементами инфраструктуры электронного правительства;
- переводом ряда федеральных услуг в электронный вид;
- наличием опыта перевода государственных услуг в электронный вид в отдельных субъектах Российской Федерации.
Однако большинство регионов сталкиваются с серьезными ограничениями при внедрении электронного правительства. Эти ограничения можно разделить на три блока: технические (отсутствие цифровой инфраструктуры, включая каналы связи), технологические (низкий уровень информатизации ведомств) и организационные (отсутствие методологии перевода государственных услуг в электронный вид, адаптированной для регионального уровня).
Наиболее существенным организационным ограничением (проблемой) является отсутствие методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне. Без наличия и, что самое главное, апробации данной методологии невозможно обеспечить грамотное планирование и реализацию проекта перевода услуг в электронный вид.
Именно поэтому целью аттестационной работы является создание методологии перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне, которая обеспечит снижение издержек координации участников этого процесса и повысит качество электронных услуг.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- анализ основных направлений внедрения электронного правительства в Российской Федерации;
- оценка текущего состояния оказания государственных услуг на региональном уровне и этапов их перевода в электронный вид;
- описание участников процесса перевода услуг в электронный вид и их ролей;
- формирование матрицы процессов перевода государственных услуг в электронный вид, разработка методологии;
- апробация разработанной методологии на примере конкретной государственной услуги и формирование предложений по ее внедрению.
Объектом работы является процесс перевода государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в электронный вид.
Предмет работы – совокупность взаимоотношений между участниками процесса перевода вышеуказанной государственной услуги в электронный вид.
Границами аттестационной работы является разработка методологии перевода государственных услуг в электронный вид и ее апробация на примере конкретной услуги с подготовкой перечня мероприятий по дальнейшему внедрению и тиражированию разработанной методологии.
В результате работ сформирована действенная система управления проектом по переводу государственных услуг в электронный вид на региональном уровне. Основу этой работы составляет методология создания автоматизированных систем, методология проектного управления, а также методология менеджмента услуг в сфере информационных технологий.
Область применения результатов работы – планирование, реализация и контроль выполнения проектов по переводу государственных услуг в электронный вид на региональном уровне.
Анализируя результаты выполненной работы, можно сделать следующие выводы:
-
-
в настоящее время на региональном уровне отсутствует положительный опыт внедрения элементов электронного правительства (за исключением отдельных субъектов Российской Федерации);
- существующая федеральная методология перевода государственных услуг в электронный вид не адаптирована для субъектов Российской Федерации и не может быть использована последними без соответствующей доработки;
- отсутствие адаптированной региональной методологии ограничивает перевод государственных услуг в электронный вид, снижает эффективность указанных работ и может привести к недостижению установленных целевых показателей по внедрению электронного правительства;
- разработанная методология перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне является лишь первым этапом комплекса мероприятий, направленных на создание системы планирования, формирования заказа, исполнения и контроля реализации проектов, связанных с внедрением на региональном уровне элементов электронного правительства;
- в процессе использования методологии осуществляется ее доработка с целью максимально возможного учета особенностей перевода в электронный вид конкретных государственных услуг.
- Войдите на сайт для отправки комментариев