Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
ИТ-Стратегия предприятия химической промышленности
Абрамов А.Г.
выпускник группы MBA CIO
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Современные предприятия, созданные человеком, не имеют изначально развитых информационных технологий и решения о внедрении таковых или развитии принимают владельцы и руководители компании. Можно не внедрять ИТ: загорится – увидим, прибежим и потушим (если будет что). Можно поставить пожарную сигнализацию, предупреждающую о возникновении пожара на ранней стадии.
Можно установить систему автоматического пожаротушения.
Информационные технологии стоят не дешево и решения об их внедрении или развитии часто принимаются, когда уже «загорелось». Отдел продаж не справляется с обработкой запросов клиентов – запускаем CRM систему, склад не может найти, что и где находится, а когда нашел, оказалось что продукция просрочена – внедряем WMS.
О том, что современные информационные технологии необходимы на предприятии - вопрос не стоит. Вопрос в том, устраивает ли бизнес ИТ- подразделение в роли пожарника или бизнесу необходима служба, отвечающая за то, что бы не «загоралось». Во втором случае бизнес вместе со службой ИТ должны определить зачем, где, когда, в каком объеме и какими ресурсами необходимо внедрять информационные технологии. На эти вопросы должна ответить ИТ-стратегия предприятия.
Разработка ИТ-стратегии состоит из следующих этапов:
1. Определения целей ИТ подразделения, согласованных с бизнес-целями.
2. Сбора и анализа текущих бизнес-процессов и состояния ИТ.
3. Определения целевого состояния ИТ.
4. Разработки плана реализации ИТ-стратегии, с конкретным перечнем ИТ-инициатив, их приоритетов, сроков, системы мониторинга и управления реализацией стратегии, регламентов и стандартов работы ИТ подразделения, целевой оргструктуры ИТ-подразделения, необходимой для успешной реализации проектов и сопровождения конечных продуктов в процессе эксплуатации.
Данная аттестационная работа рассматривает разработку ИТ-стратегии на примере предприятия химической промышленности – лакокрасочного завода «Will be best», сокращенно WBB.
Текущая ситуация на рынке лакокрасочной продукции следующая:
– идет замена алкидной продукции (эмалей) на водно-дисперсионную краску (объем рынка эмалей падает, краски растет);
- высокая конкуренция на рынке;
- в кризис на рынке low cost продукции появилось много мелких предприятий («гаражников»), выпускающих некачественную, но дешевую продукцию;
- высокая конкуренция заставляет развивать нишевые продукты, лаки, эмали и краски с антибактерицидными, антисептическими, противогрибковыми, антикорозийными свойствами, выпускать сопутствующую продукцию – шпаклевки, грунтовки, растворители и т.д., увеличивая ассортимент продукции и ее фасовки;
- нестабильная ситуация на рынке сырья, часть из которого поставляется только из-за границы;
Также спецификой данной отрасли является сезонность спроса на продукцию и высокая сырьевая составляющая себестоимости продукции.
Само предприятие WBB является крупным лакокрасочным заводом со времен СССР (ориентированным на выпуск алкидной продукции – эмалей), работает в основном на рынке DIY (Do it yourself), т.е. рынке физических лиц, приобретающих ЛКМ(лакокрасочные материалы) для собственных нужд, имеет отлаженные каналы продвижения продукта на рынок через дистрибьюторские сети, свою научно-исследовательскую лабораторию. На данный момент активно обновляются производственные основные фонды предприятия.
Основные задачи и цели, которые на сегодня стоят перед предприятием, не считая получения прибыли, это обеспечить:
- Стабильное и востребованное качество выпускаемой продукции.
- Сокращение промежутка времени между заказом продукции и ее поставкой, а так же обеспечение поставки в заявленный срок.
- Увеличение производительности труда и сокращение издержек.
На каком этапе развития находятся информационные технологии на данный момент и как могут они помочь в достижении целей бизнеса?
Проведенный анализ показал следующее:
- ИТ осуществляет в основном сервисные функции и работает как «пожарник». Финансирование соответствующее.
- ИС на базе 1С и используется во всех ключевых бизнес-процессах, но не удовлетворяет по функционалу растущим требованиям бизнеса, активно дорабатывается собственным штатом программистов.
- Имеется система CRM собственной разработки с ограниченным функционалом. Доработка системы требует больших временных затрат.
- Отсутствует СЭД.
- Внедряется АСУ ТП, но не предусмотрено взаимосвязи между АСУ ТП и системой более верхнего уровня MRP (в нашем случае 1С).
- Частично внедрены рекомендации ITIL в поддержке сервисов. Используется Service Desk в качестве единой точки входа для запросов пользователей и обработки инцидентов.
- Проекты реализуются без учета требований и рекомендаций к проектной деятельности, не используя методологии PMBOK, что приводит к неуправляемости проектов, срыву сроков и отсутствию бюджетов проектов.
- Высокая текучесть кадров ИТ специалистов из-за специфики работы в роли «пожарников», автоматизаторов хаоса и вытекающей из этого психологической и физической нагрузки.
Говорят, что в правильно заданном вопросе содержится 50% ответа. Я думаю, что в хорошо проведенном анализе существующей системы можно получить более 70% ответов, какой система должна быть и какие векторы развития должна получить.
Целевое состояние после реализации ИТ-стратегии должно быть следующим:
- ИС предприятия должна охватывать и автоматизировать следующие виды деятельности:
• Планирование заказов, производства и обеспеченности производства в материалах и сырье (SCM Supply Chain Management – управление цепочкой поставок).
• Управление складом с партионным учетом и отслеживанием гарантийного срока хранения (WMS Warehouse Management System – Система управления складом).
• Предоставление управленческой информации в необходимом объеме и нужной дискретностью (BI Business Intelligence – система бизнес-анализа).
• Организация коммуникации между подразделениями, контроль исполнения поручений, согласование договоров и внутренних распорядительных документов. (СЭД - Система электронного документооборота).
• Обеспечение взаимодействия с клиентами посредством гибкой, полнофункциональной CRM системы.
- ИС используемые на предприятии должны интегрироваться между собой.
- Должно быть внедрено проектное управление ИТ-инициативами по лучшим мировым практикам и методикам PMBOK.
- Бюджет ИТ необходимо разделить на эксплуатационную и инвестиционную составляющую.
- Необходимо выделить в оргструктуре ИТ-подразделения проектный отдел, реализующий проекты силами компании или выступающий в роли службы заказчика в случае аутсорсинга.
В заключение хочется сказать, что ИТ-стратегия, даже формализованная и подписанная руководством, не даст никаких результатов, если не будет заинтересованности и воли как владельцев, так и руководителя предприятия в следовании стратегии, если в процесс реализации ИТ-стратегии не будут вовлечены топ-менеджеры предприятия, если не будет «быстрых побед» в области автоматизации бизнес-процессов. Преодоление всех этих «НЕ» ложится на ИТ руководителя и от его личности во многом будет зависеть реализация ИТ-стратегия на предприятии.
- Войдите на сайт для отправки комментариев