Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Профессиональное выгорание в структурах дочернего общества ВИНК в г. Москве. Причины, следствия, возможные способы устранения.
Плюхин А.В.
Выпускник группы MBA CIO-54
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), стресс входит в список главных заболеваний 21 века. Ежегодно теряются сотни миллиардов долларов из-за выгорания и стресса сотрудников на рабочих местах. Потери, оцениваемые ВОЗ, варьируются от €3 млрд во Франции до $300 млрд в США.
Изучение стресса, выгорания и продуктивности сотрудников на рабочем месте, а также потенциально высокие экономические риски для организаций от выгоревших сотрудников обусловило наш интерес к исследованию данных проблем.
Целью настоящей работы является изучение уровней стресса и профессионального выгорания работников дочернего общества вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК) в г. Москве. Объектом исследования являются личностные особенности работников вышеуказанной организации. Предметом исследования выступают уровни стресса и профессионального выгорания работников различных подразделений организации, а также связь уровня стресса и уровня выгорания. В качестве исследуемых подразделений были выбраны следующие подразделения организации:
• ИТ-служба;
• коммерческое подразделение;
• сервисные подразделения (обслуживающие основной бизнес).
Гипотезами исследования выступили два предположения. Первое: о наличии положительной линейной связи между уровнем стресса сотрудника и степенью сформированности профессионального выгорания. Второе: ввиду наличия жестких планов продаж и дедлайнов, от которых зависит премия сотрудников, а также постоянной работы с людьми, уровень стресса и уровень профессионального выгорания работников коммерческих подразделений должен быть существенно выше, чем работников сервисных подразделений и ИТ-службы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические представления о профессиональном выгорании сотрудников организаций: дать понятие профессионального выгорания, выявить социально-психологические факторы выгорания, описать личностные, организационные и профессиональные факторы.
2. Рассмотреть модели профилактических программ профессионального выгорания.
3. Проверить в эмпирическом исследовании гипотезы об уровнях стресса и профессионального выгорания сотрудников и о наличии связей между ними.
4. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
В исследовании был использован следующий комплекс методов:
1. Методы теоретического анализа (анализ литературы по теме исследования, синтез, классификация, систематизация научных понятий).
2. Метод эмпирического исследования: тестовый (метод стандартизированного самоотчета).
3. Интерпретационно-описательные методы: методы качественного и количественного (статистического) анализа (дисперсионный анализ, корреляционный анализ).
В процессе анализа литературы, посвященной проблематике стресса и выгорания, были проанализированы исследования, проводившиеся в этих направлениях. Авторы исследований рассматривают выгорание как одно-, двух- и трёхкомпонентные модели. Для нашего исследования была выбрана трехкомпонентная модель К. Маслач и С. Джексон, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Также в теоретическом обзоре были рассмотрены разнообразные факторы, влияющие на формирование синдрома выгорания.
В процессе проведения исследования сотрудникам организации (выборку составили 48 человек) была предъявлена батарея методик, состоящая из пяти опросников, три из которых диагностируют уровни стресса (общий, организационный и психологический), а два оставшихся – выгорание испытуемых (профессиональное и эмоциональное).
По результатам исследования профессионального выгорания в структурах дочернего общества ВИНК были сделаны следующие выводы.
1. Профессиональное выгорание представляет собой совокупность отрицательных переживаний, связанных с коллективом, работой и всей организацией в целом. Проявляется в истощении психофизиологических ресурсов, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.
2. К социально-психологическим факторам, влияющим на профессиональное выгорание можно отнести: переживание несправедливости; социальное сходство/сравнение; неудовлетворенность работой; социальную незащищенность и переживание социальной несправедливости; социальную поддержку как защиту от разрушающих последствий стресса.
3. По мнению исследователей, к личностным факторам, связанным с выгоранием относят: пол; возраст; эмпатию; ожидания; акцентуацию характера; оптимизм; творческий потенциал; экзистенциальные аспекты.
4. Профессиональными и организационными факторами являются: карьерные устремления, кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат.
5. В научной литературе имеются разработанные модели для профилактики профессионального выгорания сотрудников.
6. Гипотеза о наличии положительной корреляции между уровнем стресса работников на рабочем месте и их профессиональным выгоранием подтвердилась. Уровень стресса у сотрудников положительно коррелирует с показателем выгорания.
7. Вторая гипотеза о том, что уровень стресса и уровень профессионального выгорания работников коммерческих подразделений должен быть выше, чем работников сервисных подразделений и ИТ-службы не нашла своего подтверждения в эмпирическом исследовании. Наихудшие показатели обнаружились у группы сервисных подразделений.
8. Исследование уровня рабочего стресса у сотрудников сервисных подразделений определило наличие большего количества работников с высокими уровнями стресса по всем трем исследуемым шкалам и выявило высокие уровни организационного стресса, которые повышают риск сердечно-сосудистых заболеваний, по сравнению с остальными группами.
9. Исследование профессионального и эмоционального выгорания также дифференцировало ситуацию в третьей группе испытуемых по сравнению с остальными группами. Сотрудники сервисных подразделений характеризуются высокими значениями деперсонализации и эмоционального истощения, максимальным количеством сотрудников с высокими показателями сформированности фаз профессионального выгорания.
10. В качестве первоочередных рекомендаций для организации можно посоветовать рассмотреть следующие мероприятия:
- для представителей HR-службы компании – создать в офисе компании в г. Москве комнату психологической разгрузки, пригласить профессионального психолога (на несколько часов в неделю), который поможет сотрудникам разобраться в их проблемах, а менеджменту получить более точную информацию о факторах, вызывающих стресс и выгорание у персонала;
- для сотрудников, которые имеют высокие показатели стресса и уровня профессионального выгорания – применить методы активного копинга: провести анализ своего состояния, понять, что находишься в состоянии стресса и почти «выгорел», получить консультацию профессионального психолога, расширить или изменить круг своего непрофессионального общения, отвлечься с помощью хобби, как крайнюю меру рассмотреть поиск новой работы.
Перспективами исследования являются выявление факторов и причин аномально высоких показателей уровней стресса и выгорания у сотрудников сервисных подразделений.
- Войдите на сайт для отправки комментариев