Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Формирование методологии оценки эффективности ИТ-инсорсинга на примере системного интегратора автоматизированных систем управления

Редько А.Н.

Выпускник группы MBA CIO-54

Школа IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Актуальность выбранной темы исследования.

На сегодняшний день одной из ключевых задач для любых организаций в сложившихся экономических условиях является повышение конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью следует понимать возможность организации эффективно функционировать в конкурентной среде за счет оптимального использования имеющихся ресурсов в процессе достижения поставленных целей и задач.

В исследованиях, посвященных обеспечению конкурентоспособности в рамках стратегии устойчивого развития, многие исследователи (Портер, Тапскотт) определили, что наличие налаженной ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающей стабильность и динамичность функционирования организации под влиянием внешних факторов является одним из фундаментальных принципов построения любой конкурентоспособной организации. Вместе с тем, современный бизнес в рамках реализации стратегии устойчивого развития неразрывно связан с необходимостью сокращения издержек, что предопределяет проблему поиска инновационных подходов к формированию ИТ-инфраструктуры отдельно взятых организаций.

Одним из таких подходов, получивших относительно широкое распространение для многих зарубежных организаций, и адаптирующимся сегодня под нужды отечественных бизнес-структур является ИТ-инсорсинг, представляющий собой процесс формирования внутреннего ИТ-подразделения (отдела, департамента) с целью оказания ИТ-услуг для внутренних структур организации на основе заключения соглашений о предоставлении услуг (SLA). В настоящий момент во многих научно-практических исследованиях ведется полемика о том, насколько эффективно применение ИТ-инсорсинга по сравнению с аутсорсингом ИТ-услуг, что подчеркивает актуальность решения задачи о формировании методологии оценки эффективности применения ИТ-инсорсинга.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования в выпускной квалификационной работе является разработка и обоснование научно-методического подхода к оценке эффективности ИТ-инсорсинга на примере конкретной организации (системного интегратора автоматизированных систем управления).

В соответствии с целью выдвигается ряд следующих задач:

  • проанализировать сущность и роль ИТ-инсорсинга для различных типов отечественных бизнес-структур;
  • обосновать соотношение положительных и отрицательных сторон использования ИТ-инсорсинга для различных типов бизнес-структур;
  • проанализировать современные подходы к оценке экономической эффективности использования ИТ-инсорсинга;
  • разработать алгоритм для оценки эффективности использования инсорсинга в ИТ-сфере;
  • сформировать модель оценки экономической эффективности ИТ-инсорсинга для интегратора автоматизированных систем управления.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в работе выступает методология оценки эффективности ИТ-инсорсинга для различных организаций, реализующих стратегию устойчивого развития в целях повышения собственной конкурентоспособности.

Предметом исследования являются конкретные инструменты оценки эффективности использования ИТ-инсорсинга с учетом отраслевой специфики конкретного предприятия, его организационно-управленческой структуры и использующейся бизнес-модели.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В качестве теоретической значимости исследования уточняется сущность и роль ИТ-инсорсинга для различных типов отечественных организаций, его ключевые характеристики, модели реализации инсорсинга в ИТ-сфере. На основе сравнительного анализа с аутсорсинговой моделью выявляются ключевые преимущества и недостатки использования ИТ-инсорсинга для крупных организаций в рамках реализации стратегии устойчивого развития и стратегии снижения издержек и повышения общего уровня конкурентоспособности организации.

Практическая значимость исследования заключается в уточнении специфики применения различных методов оценки эффективности (в первую очередь, экономической) использования ИТ-инсорсинга за счет задействования используемых производственно-технологических мощностей организации и извлечения дополнительной прибыли для организации.

Одним из ключевых аспектов выпускной квалификационной работы в рамках поставленной цели является анализ актуальных подходов к оценке затрат на ИТ-услуги, которые представляют собой общую стоимость услуг функционирования информационно-управленческих систем организации с учетом факторов внутренней и внешней среды. В рамках решения этой задачи необходимо разработать универсальную модель для оценки общих и удельных затрат на ИТ-услуги и определения возможностей для извлечения дополнительного дохода от деятельности ИТ-департамента.

Разрабатываемый в выпускной квалификационной работе научно-методических подход направлен на решение следующих ключевых задач обеспечения конкурентоспособности для любой организации:

  • совершенствование использующейся ИТ-инфраструктуры организации на основе принципов централизации и унификации коммуникационных процессов;
  • повышение степени автоматизации бизнес-процессов организации с целью сокращения временных издержек;
  • сокращение уровня прямых и косвенных затрат на ИТ в зависимости от типа организации, отраслевой специфики и текущего положения на рынке, а также от состояния рыночной конъюнктуры;
  • развитие количественного и качественного уровня предоставляемых ИТ-услуг;
  • развитие профессиональных и личностных качеств сотрудников ИТ-службы организации с целью формирования персональной системы мотивации.

В работе оценивается возможность упрощения калькуляции стоимости ИТ-услуг при внедрении ИТ-инсорсинга, уточняется необходимая структура соглашения об оказании услуг в рамках ИТ-инсорсинга, оценивается целесообразность и необходимость передачи отдельных ИТ-направлений на аутсорсинг.

В рамках предлагаемой модели оценки эффективности ИТ-инсорсинга используется классическая модель расчета NPV наряду со сценарной оценкой финансово-экономической эффективности при различном соотношении инсорсинга и аутсорсинга ИТ-услуг (полный инсорсинг, частичный аутсорсинг, полный аутсорсинг).

На основе использования такого подхода организации могут получить гибкий инструмент для оценки эффективности функционирования своей ИТ-службы, определить возможность для расширения ее сферы деятельности (в случае возможности применения инсорсинга), что в конечном счете позволит повысить их конкурентоспособность на рынке, выявить дополнительные конкурентные преимущества, а так же получить дополнительный источник дохода при переводе ИТ-службы на полную самоокупаемость.

 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009