Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании системы открытого государственного управления

Разумовского Д.О.
Выпускник группы MBA CIO-39
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Поэтапное развитие системы государственного управления приводит к необходимости создания новых моделей взаимодействия государства и гражданского общества, способных дополнить традиционные формы более эффективными каналами принятия и реализации управленческих решений. Одна из таких моделей – «открытое государственное управлений» или «открытое правительство» - в настоящее время активно внедряется во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации.

Необходимость перехода к открытому государственному управлению обусловлена, в том числе, широким развитием информационно-коммуникационных технологий (далее также – ИКТ), наличием у граждан возможности получать и анализировать большой объем информации из разных источником, совершать юридически-значимые действия, используя Интернет, получать государственные услуги и сервисы онлайн.

В период активного развития ИКТ у правительств появляются все более совершенные возможности принимать и анализировать сигналы от гражданского общества, поступающие по различным каналам «обратной связи», а также обеспечивать оперативное реагирование на эти сигналы. Правительства, в этих условиях, должны становиться ближе к обществу, ликвидировать барьеры, существовавшие между ними ранее, вовлекает население в процесс управления.

При этом происходит повышение сложности управленческих процессов, выстраиваются новые коммуникационные связи, постоянно повышаются требования граждан к качеству государственных и муниципальных услуг. Кроме того, достаточно высокое качество предоставления коммерческих услуг формирует сравнительную базу и задает уровень, к которому должны стремиться правительства, оказывающие публичные услуги.Важно отметить, что граждане и экспертное сообщество готовы более активно участвовать в развитии отдельных территорий и стран в целом, делиться своими идеями и предложениями по улучшению как элементов городской инфраструктуры, так и нормативно-правовой базы.

С учетом этих аспектов сформулирована проблемная область, на исследование которой направлена аттестационная работа:снижение эффективности государственных управленческих процессов в быстроменяющемся мире ввиду отсутствия адекватнойсистемы обратной связи, ограничения участия гражданского общества в принятии управленческих решений и относительной закрытости органов власти. Все это приводит к снижению уровня доверия населения, повышению социальной напряженности, непониманию и, в отдельных случаях, непринятию гражданами ряда важных для развития государства целей и задач. На решение указанных проблем направлена работа по внедрению системы открытого государственного управления. Гражданское общество, в этом случае, становится ключевым элементом, оказывающим непосредственное влияние на эффективность деятельности государственного аппарата.

Целью аттестационной работы является формирование модели ИТ-архитектуры открытого государственного управления на региональном уровне. Под ИТ-архитектурой при этом понимается совокупность информационных систем (или их классов), обеспечивающих взаимодействие гражданского общества, экспертного и бизнес-сообщества с органами власти с целью повышение эффективности управленческих решений и вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в достижение общественно-значимых результатов.

Задачи, которые были решены для достижения поставленной цели:

  • анализ основных направлений развития открытого государственного управления в Российской Федерации;
  • проработка теоретической основы для внедрения системы открытого государственного управления;
  • разработка принципов создания и развития системы открытого государственного управления;
  • формирование ключевых показателей эффективности системы открытого государственного управления;
  • апробация разработанных принципов и системы ключевых показателей эффективности на примере внедрения одного из элементов системы открытого государственного управления.
  • Объектом работы является процесс внедрения системы открытого государственного управления на региональном уровне.

    Предмет работы – совокупность взаимоотношений между участниками этого процесса.

    Границами аттестационной работы является создание модели ИТ-архитектуры открытого государственного управления и разработка системы ключевых показателей эффективности внедрения открытого правительства на примере конкретного субъекта Российской Федерации – Калужской области, а также апробация возможности использования указанных элементов в практической деятельности регионального правительства.

    В результатеработыподготовлены предложения по созданию и развитию системы открытого государственного управления на региональном уровне, сформирована модель ИТ-архитектуры открытого правительства, а также ключевые показатели эффективности его внедрения в субъекте Российской Федерации.

    Область применения результатов работы – планирование, реализация и контроль выполнения проектов, основанных на принципах открытого государственного управления, на региональном уровне.

    По результатам выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

  • несмотря на наличие положительного опыта внедрения открытого государственного управления в ряде субъектов Российской Федерации, в настоящее время, к сожалению, отсутствует массовость и системность этой работы;
  • положительная практика базируется, как правило, на личных качествах членов команды, внедряющей региональные практики открытого правительства, и административном ресурсе, а не на действенной методологии и тиражируемой архитектуре;
  • разработанная модель ИТ-архитектуры открытого государственного управления позволяет реализовать комплексный подход при внедрении открытого правительства и обеспечить тиражируемость лучших практик;
  • ключевые показатели эффективности системы открытого государственного управления позволяют оценить возможные эффекты от внедрения и могут послужить действенными аргументами при обосновании целесообразности запуска проекта в субъекте Российской Федерации;
  • при внедрении системы открытого правительства «с нуля» необходимо использовать методологию проектного управления, а также стандартны и принципы создания автоматизированных информационных систем;
  • разработанная модель ИТ-архитектуры открытого государственного управления, а также система ключевых показателей эффективности может дорабатываться и улучшаться в процессе промышленной эксплуатации элементов открытого правительства регионального уровня.
  • Рубрика: 
    Электронное государство
    Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009