Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом получения опыта работы в зарубежной ИТ-компании

Сартаков Д.А.
Выпускник группы MBA CIO
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Большая часть ИТ-специалистов и ИТ-управленцев обучалась в России и работает также в России. Это, с одной стороны, позволяет им уверенно чувствовать себя в России и решать самые разные возникающие задачи успешно.

В то же время значительно меньшая часть выезжает за пределы России и там иногда и учится, а затем работает, или только работает. Такие люди приобретают дополнительный опыт, который практически сложно получить, работая лишь в одной стране. Такой ИТ-специалист или ИТ-управленец может иметь большую ценность, так как способен взглянуть на задачи с разных точек зрения, и пространство его опыта становится заметно шире.

Дополнительный плюс дает более быстрое в отдельных случаях освоение новых информационных технология за счет либо близости к ним, либо за счет того, что иногда доступ к некоторым технологиям ограничивается как по политическим, так и по техническим причинам.

Бонусом также может послужить возможность получения дополнительного образования в других странах, иногда даже бесплатно. Даже один и тот же предмет разные преподаватели преподают обычно тоже различно. Если же преподаватель из другой страны, то разница может иногда весьма усилиться. Особенно сильная разница может оказаться для ИТ-управленцев, так как здесь уже трудно обойтись без влияния другой ментальности, что, в конечном итоге, дает также дополнительный опыт.

Тотальное советское образование при всем его качестве за счет бесплатности и доступности девальвировало местами отношение к нему на всех уровнях, то есть ценность образованного человека явно недооценена, поэтому выезд за рубеж, где образованных людей обычно меньше, повышает ценность ИТ-специалиста или ИТ-управленца и позволяет ему зарабатывать больше. Переезд с целью заметного повышения уровня доходов ИТ-специалиста или ИТ-управленца нередко так и осуществлялся.

Иногда переезд дает дополнительный драйв, иногда, - наоборот, важным фактором оказывается комфортность работы. С другой стороны, бывали прецеденты, когда люди уезжали из Москвы, чтобы комфортно работать в Киеве или Одессе у моря, а теперь комфортность этих мест резко снизилась. Сюда же можно добавить Стамбул (в Турции постоянно проживает более 350 000 россиян), но теперь их положение стало в одно мгновение зыбким.

Полагаю, что фактор комфортности не должен пугать своим непостоянством, так как человек, решившийся на переезд, как минимум, приобретает иммунитет к сложностям адаптации на новом месте и в случае осложнения ситуации способен быстро подняться и сменить пункт дислокации.

Многие такие ИТ-специалисты и ИТ-управленцы, пожив и поработав за рубежом, получив порой второе или третье гражданство, нередко возвращаются, так как «Родина зовет», здесь они чувствуют себя хозяевами, а не гостями, а приобретенный опыт может резко повысить их стоимость и ценность на рынке труда. В результате человек оказывается в привычной для него среде, но уже находится на достойном уровне и не испытывает тех ограничений, которые подтолкнули его к переезду.

Дополнительно можно добавить, что переезд стимулирует человека к качественному изучению иностранных языков, что также повышает его уровень и его возможности, не говоря о том, что «сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».

Наконец, проживание и работа в нескольких странах позволяет сильно расширить свой кругозор, что может пригодиться как на Родине, так и при проживании за ее пределами.

Это лишь видимая верхушка айсберга, с которой мы сейчас сталкиваемся. У меня появился актуальный вопрос —моя дочь 11 лет захотела стать дизайнером, в поисках того, что нужно ей сделать, чтобы достичь своей цели, встретился с обычным дизайнером одежды, и из разговора понял, что и в этой отрасли не все так гладко. Дизайнер признала, что сейчас студенты приходят откровенно слабые. Казалось бы, что такое дизайн, мода, это же не математика, но и тут мы обнаруживаем проблемы.

Россия имеет массу конкурентных преимуществ по площади и богатствам недр (на первом месте, опережая США в четыре раза), по научно-техническому потенциалу и трудовым ресурсам. Однако, позиции по последним двумпараметрам ежегодно теряются. Наиболее слабыми звеньями российской экономики являются недостаточные государственные вложения в развитие образования, науки и здравоохранения, слабое государственное регулирование экономики, неразвитость систем управления на всех уровнях управленческой иерархии, неустойчивость банковской системы и другое. За 20 лет рыночных преобразований не приняты достаточные меры для повышения конкурентоспособности страны. В результате — в России эффективность использования ресурсов сейчас в 2—3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах Запада, удельный вес российской продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, недостаточен, жизненный уровень населения заметно ниже.

Вклад человеческого потенциала в экономическое богатство России составляет, по оценкам Всемирного банка, порядка 40%. В большинстве развивающихся стран он превышает 50%, а в развитых странах достигает 70% и выше.

Если бы Россия повысила вклад человеческого капитала в создание общественного богатства хотя бы до уровня среднеразвитых стран, то есть до 60-70%, то при прочих равных условиях это было бы равнозначно дополнительному приросту темпов экономического роста в 3%.

Рано или поздно государству придется решать проблему, что сделать, чтобы вернуть специалистов либо их мотивировать на то, чтобы они оставались и плодотворно трудились.

Можно привлечь людей, которые по ряду причин не хотели оставаться, используя следующие факторы:

  • Сложность интеграции в другой стране из-за разницы ментальности;
  • Личные предпочтения и привязанности в родной стране, отрыв от привычного социума;
  • Достижение желаемой цели: накоплено достаточное количество денег, мир посмотрели и вдоволь попутешествовали;
  • Появление новых перспектив в родной стране благодаря полученному образованию и контактам;
  • В работе рассмотрен проект приобретения опыта работы в зарубежной ИТ-компании с учетом возможного получения ВНЖ или ПМЖ.

    Для того, чтобы процесс протекал стабильнее и с меньшими рисками, предлагается управлять им как проектом.

    В работе исследованы варианты с постоянным или временным проживанием.

    Рассмотрены варианты поиска работы, заключения контактов, полезные навыки адаптации на новом месте.

    В работе обобщен опыт предшественников для снижения рисков при переезде.

    В дипломе анализируется вариант для состоявшихся ИТ-специалистов и ИТ-управленцев.

    В заключение делаются выводы, на основании которых можно принимать обоснованное решение о переезде.

    Рубрика: 
    Управление проектами
    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009