Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Внедрение систем адаптации и мотивации персонала с использованием процессного подхода в быстроразвивающихся организациях, работающих в сфере услуг

Албычев К.С.
Выпускник группы MBA CIO-39
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр, МФЦ) – российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.

Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Цели создания:

  • Повышение качества и доступности государственных услуг;
  • Снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;
  • Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации;
  • Повышение открытости и прозрачности для общества.
  • В Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ) с ноября 2011 года многофункциональным центром (ГУ ЯНАО «МФЦ», Учреждение) является государственное учреждение. Тип государственного учреждения – автономное. C централизованной моделью управления (где аппарат управления:бухгалтерия, служба кадров, юридическая служба, делопроизводство, аналитическая и ИТ службы сконцентрированы в одном месте) иразветвленной филиальной сеть в 18 муниципальных образованиях расположенных на территории автономного округа.

    При этом, на сегодняшний деньсостав Учреждения в разрезе от общей штатной численности: 13% аппарат управления, 6% вспомогательный персонал (административно-хозяйственный блок), 81%основной персонал, осуществляющий функцию по приему, выдаче пакетов документов для организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей по данному направлению деятельности.

    За период с ноябрь 2011 года по январь 2016 года штатная численность Учреждения увеличилась с 22 до 526 штатных единиц (ноябрь 2011 года – 32, май 2012 года – 45,октябрь 2012 года – 95, март 2013 года - 108, январь 2014 года – 204, декабрь 2014 года – 212, май 2015 года – 267, сентябрь 2015 года - 349, октябрь 2015 года - 353, ноябрь 2015 года - 431, январь 2016 года – 526).

    Вышеуказанные темпы быстрого роста штатной численности Учреждения обусловлены необходимостью достижения показателя Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» где доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – должна составить не менее 90 процентов.

    Стремительное развитее в течение короткого промежутка времени повлекло за собой необходимость частых изменений организационной структуры и штатного расписания Учреждения, что в свою очередь привело к расхождению требований и распределению функциональных обязанностей в организационно-распорядительной документации, принятой в Учреждении и как следствие «задвоению», либо несбалансированному распределению функциональных обязанностей отдельных работников, а в некоторых случаях отсутствию назначения ответственных за отдельными процессами в деятельности Учреждения.

    Кроме того, на вышеуказанную проблему повлияло отсутствие в трудовом законодательстве Российской Федерации единой отраслевой системы оплаты труда и отраслевого справочника должностей для многофункциональных центров, а также разработанных и утвержденных на федеральном уровне типовых стандартов, порядков и других нормативно-правовых актов, где четко прописан функционал и организационная структура многофункциональных центров.

    При введении должностей в многофункциональном центре единственным документом для применения в работе и который носит рекомендательный характер является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее – Справочник должностей), утвержденный постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37, а также приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих».

    Принимая во внимание положительную динамику широкого и повсеместного применения в компаниях информационных технологий за последние 10 – 15 лет существенно изменился и формат работы специалистов, что слабо отражено и описано в Справочнике должностей.

    Учитывая требования статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексомможно сделать неутешительный вывод, что на значительный период времени Учреждение не сможет осуществлять свою основную деятельностьна достижение целей, ради которых оно создано.

     

    Вышеперечисленные проблемы и проделанный анализ полученного опыта других организаций работающих в различных отраслях направили руководство Учреждения провести обширную работу, в которой были выделены три основных направления:

    1.Построение процессной модели описание и регламентация всех процессов в Учреждении по принципу «как есть» и «как должно быть»;

    2.Внедрения корпоративного обучения и тестирования работников;

    3.Внедрение системы аналитической отчетности ключевых показателей деятельности Учреждения.

     

    Построение процессной модели описание и регламентация всех процессов в Учреждении по принципу «как есть» и «как должно быть»

    Для реализации поставленных целей было проведено исследование действующих процессов «как есть» непосредственно в Учреждении, построена полная модель процессов исследуемых подразделений с описанием процессов «как есть» (действующая модель) и «как должно быть» (оптимальная модель).

    При построении процессной модели в формате UML использовались следующие методы получения информации о технологии выполнения процессов:

  • Интервьюирование руководства и сотрудников подразделений;
  • Изучение нормативной и организационной распорядительной документации учреждений;
  • Очное наблюдение за действиями сотрудников с фиксацией технологии выполнения типовых операций и возможных отклонений от типового выполнения процесса;
  • Исследование возможностей и пользовательского интерфейса информационных систем, применяемых в учреждении.
  • По результатам исследования процессов был сформирован перечень предложений по их оптимизации, определены ключевые показатели эффективности и структура целей, структура процессов с распределением зон ответственности. В отдельных случаях для оптимизируемых процессов «как есть» не разрабатывался отдельный регламент процесса «как должно быть», если не предполагалось изменение диаграммы (схемы исполнения) процесса. По факту оптимизации и утверждения новой версии регламента процесса, изменения будут вноситься в существующий элемент электронной модели.

    С целью количественной оценки эффективности оптимизации процессов, было проведено нормирование ряда процессов: экспертное определение трудозатрат персонала учреждения на выполнение отдельных операций процесса до и после оптимизации.

    Например, по процессу «Формирование отчетности в орган, оказывающий государственную услугу» нормативная штатная численность после его оптимизации может быть уменьшена с 5,9 до 2,1 штатных единиц (в целом по всем подразделениям Учреждения включая филиальную сеть), что позволит использовать освободившиеся имеющиеся трудовые ресурсы для решения других задач, и повысит эффективность работы учреждения в целом.

    В рамках оптимизации процессов организации была построена единая централизованная модель, которая включает в себя:

  • Модели бизнес-процессов организации «как есть» и «как должно быть»;
  • Регламенты процессов и типовых должностных инструкций работников;
  • Информацию об эффективности и результативности процессов, в том числе хронометраж рабочих операций.
  • Разработанная модель деятельности организации представляет собой единое, структурированное, легко настраиваемое хранилище наиболее важных корпоративных знаний в электронной среде, которое можно использовать для решения комплексных задач:

  • Выявление проблем, узких мест, потерь при выполнении процессов с последующей разработкой и реализацией мероприятий по улучшению;
  • Документирование стандартов работы для обеспечения четкой повторяемости процессов и возможности управления ими;
  • Тиражирование деятельности, распространение лучших практик в другие структурные подразделения Учреждения;
  • Разработка новых направлений деятельности – проектирование деятельности «с нуля»;
  • Ограничение неконтролируемого роста штатной численности, исходя из объективной математической модели расчета трудозатрат по процессам в разрезе отдельных операций;
  • Накопление знаний и передача их новым сотрудникам при обучении, приеме на работу;
  • Минимизация зависимости организации от «ключевых сотрудников», которые обладают уникальными навыками и знаниями, не зафиксированными в документации;
  • Эффективное проведение внутренних проверок и аудитов фактического выполнения процессов на предмет соответствия их регламентам.
  • Описание деятельности организации (бизнес-модель) позволило Учреждению всегда иметь под рукой последнюю, самую свежую информацию о конкретных процессах и сотрудниках, управлять затратами на персонал, непрерывно улучшать технологический процесс.

    Использование процессного подхода для описания и оптимизации деятельности Учреждения является эффективным инструментом для обеспечения прозрачности его деятельности, повышения производительности труда его отдельных сотрудников и, как следствие, общей эффективности работы в целом.

    Получение качественного и продолжительного эффекта от внедрения процессного подхода реализуемо только при постоянной поддержке и вовлеченности руководства в данный проект, регулярном сопровождении и актуализации процессной модели, строгом соблюдении дисциплины всеми участниками процесса, а это возможно только при достижении максимальной прозрачности и понятности процесса для исполнителей. Для обеспечения инвариантности выполнения процесса во всех структурных подразделениях, доведение информации до исполнителей должно проводится посредством регламентов процессов и процессно-ориентированных должностных инструкции с максимальной детализацией описания последовательности действий. Разработанный в рамках настоящего проекта пакет регламентов процессов «как должно быть», является полноценной основой для создания и внедрения указанных документов.

    Для его успешного внедрения необходима реализация следующих мероприятий:

  • Реализация комплекса предложений по оптимизации, включающее как организационные изменения деятельности, так и изменения информационных систем.
  • Регулярное наполнение и актуализация регламентов процессов информацией по технологии выполнения операций (в т. ч. плотная интеграция с локальными нормативными актами и инструкциями пользователей информационных систем);

  • Обучение пользователей обновленным регламентам и должностным инструкциям, способу доступа к ним через специализированный внутренний портал для публикации документов;
  • Обеспечение неизменности технологии в течение начального периода эксплуатации модели для принятия ее исполнителями;
  • Обеспечение принципа внесения любых изменений в технологию и информационную систему только на периодической основе (не чаще, чем 1 раз в месяц, желательно в заранее определенные сроки) и с одновременным доведением до исполнителей посредством измененных регламентов процессов и должностных инструкций на специализированном внутреннем портале для публикации документов;
  • Адаптация и тиражирование описанных процессов на всю филиальную сеть Учреждения с целью внедрения единых технологических стандартов исполнения типовых процессов;
  • Обеспечение постоянного контроля исполнения процессов с использованием системы измеримых ключевых показателей эффективности (система аналитической отчетности ключевых показателей деятельности Учреждения).
  •  

    Внедрение системы корпоративного обучения и тестирования работников

    Модуль разработки тестов:

    1.Интеграция инструментария по разработке тестов в централизованную модель деятельности Учреждения.

    2.Возможность разработки теста в контексте:

  • Процесса – «привязка» вопросов к операциям процесса, автоматическая генерация теста по отдельному процессу;
  • -Должности – автоматическая генерация теста по отдельной должности (в тест попадают вопросы, привязанные к операциям процесса, которые включены в роли, которые назначены на должность);

  • Отдельного набора вопросов – создание теста на основании выбранного набора вопросов без привязки к процессу/должности.
  • 3.Разработка вопросов с возможностями: одиночного выбора, множественного выбора, ручного задания собственного значения (текст).

    4.Определение баллов по каждому варианту ответа в тесте, определение проходного балла для теста (возможно автоматически).

    5.Автоматическое и ручное определение перечня обучающего материала, знание которого необходимо для прохождения теста: регламенты процессов, нормативные документы, инструкции пользователей информационных систем и др. (с обеспечением ссылок на данные документы).

    6.Выгрузка структуры проектируемого теста в Excel для проверки/утверждения

    7.Выгрузка структуры проектируемого теста в XML для интеграции с Модулем обучения и тестирования.

    Модуль обучения и тестирования:

    1.Автоматическая интеграция пользователей модуля c действующей системой управления правами пользователей (ActiveDirectory).

    2.Создание групп пользователей для проведения тестирования.

    3.Формирование и рассылка в корпоративную электронную почту задач на изучение материала и проведение тестирования. Задачи содержат: группы пользователей, набор тестов, сроки проведения тестирования.

    4.Возможность предварительного ознакомления с материалом (регламенты процессов, нормативные документы, инструкции пользователей информационных систем и др.)

    5.Возможность применения случайного перемешивания вопросов, автоматической генерации ограниченного количества вопросов в наборе.

    6.Расчет баллов по тесту.

    7.Ограничение по времени прохождения теста.

    8.Ограничение по количеству попыток прохождения теста.

    9.Просмотр результатов теста сотрудником сразу после его прохождения.

    10.Аналитический свод по результатам прохождения тестирования группой сотрудников, с возможностью детализации результата по каждому сотруднику / тесту / вопросу теста.

    11.Создание и выгрузка организационно-распорядительного документа Учреждения о прохождении теста, журналов обучения и протоколов как групповых, так и индивидуальных установленной формы принятой в Учреждении.

     

    Внедрение системы аналитической отчетности ключевых показателей деятельности Учреждения

    Для обеспечения мониторинга деятельности структурных подразделений на территории автономного округа и оптимизации сбора отчетности, разработана модель нормативной численности структурных подразделений занимающихся основным видом деятельности Учреждения, интеграция данной модели в единую систему автоматического сбора аналитической отчетности, а также модуль автоматического сбора аналитической отчетности по направлениям с интеграцией с действующими информационными системами (включая систему ключевых показателей эффективности процессов, которые ложатся в Положение о материальном стимулировании работников).

    Внедрение системы аналитической отчетности, позволило обеспечить возможность в режиме реального времени сбора и анализа показателей, находящихся в различных информационных системах Учреждения, при наличии необходимого программного интерфейса доступа к данным, предоставленным соответствующими информационными системами. К таким интерфейсам относятся: прямые подключения к базам данных, веб-сервисы и выгрузки в формате Excel.

     

    Подводя итоги по результатам проделанных мероприятий можно отметить следующее.

    Построенное централизованное структурированное электронное хранилище внутренних документов: локальных нормативных актов, должностных инструкций, положений о подразделениях и др., публикация их на корпоративном портале, обеспечило работникам возможность использования непосредственно на своем рабочем месте пакета нормативно-методических документов, необходимых для выполнения служебных обязанностей и в свою очередь привело к воспитанию у них стремления к самосовершенствованию и профессиональному росту.

    Обеспечение единой технологии исполнения процессов, документированной в регламентах процессах и должностных инструкциях, сформированных на базе единой модели деятельности, которая обеспечивает оперативную актуализацию описания деятельности, в том числе проведение очного хронометража отдельных операций процесса обеспечиловозможность определения оптимальной численности сотрудников для исполнения возложенных на них функций.

    Проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации сотрудников Учреждения с использованием обучающих, информационных, контролирующих и тестирующих компьютерных систем, аудио- и видеоматериала позволили вновь принятымработникам овладеть необходимым уровнем знаний, навыков и умений для успешного выполнения должностных обязанностей.

    Кроме того, у руководства Учреждения появилась возможность отслеживать весь жизненный цикл любого бизнес-процесса, что в свою очередь позволяет оперативно принимать управленческие решения, направленные на улучшения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, мотивировать персонал.

    Процессы стали прозрачными и при их нарушении с высокой степенью точности можно будет определить на каком этапе произошел сбой и кто виноват в этом. В связи с чем каждый работник будет понимать, что необоснованные взыскания по данному направлению будут исключены. 

    Рубрика: 
    Корпоративные системы управления
    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009