Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка и внедрение ERP системы в промышленном предприятии

Бордунов В.С.
выпускник группы MBA CIO-26
Школа IT-менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Термин ERP расшифровывается как «Enterprise Resource Planning», что переводится как «планирование ресурсов предприятия». ERP–это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

ERP-система – это конкретный программный пакет или комплекс интегрированных приложений, реализующий данную методологию. Внедрение ERP-системы позволяет создать единую информационную среду для автоматизации всех сфер деятельности предприятия от планирования бизнес-процессов до контроля над их реализацией и последующего анализа достигнутых результатов.

В последние 10 лет внедрение ERP системы считается фактически необходимым условием успешного ведения бизнеса не только для крупных, но и для средних компаний вне зависимости от страны, формы собственности и отрасли.

Цель данной работы – провести анализ проекта по разработке и внедрению ERP системы в российском крупном промышленном предприятии. Выделить основные риски проекта и привести действия по их устранению или минимизации.

Рассматриваемая компания – крупный российский вертикально интегрированный холдинг, который осуществляет разведку добычу, транспортировку, переработку и реализацию сырья, производство и сбыт тепло- и электроэнергии, а также иные виды деятельности, включая технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, НИОКР, обработку информации и предоставление банковских услуг.

Продукция и услуги компании реализуется как на территории России, так и за ее пределами через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий.

Деятельность Компании, выраженная в его миссии, ставит своей целью поставку максимально качественных товаров и услуг потребителям Российской Федерации и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных экспортных контрактов. Стратегическая цель предполагает лидерство среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков и диверсификации видов деятельности.

Важнейшими инструментами достижения указанных бизнес-целей являются информационные технологии. Руководством ИТ была принята Стратегия информатизации Компании и рассматриваемый проект вытекает из данной стратегии.

Целью Проекта является создание типового шаблона информационно-управляющей системы предприятия (далее Система) – единой интегрированной информационной, технологической и технической среды для эффективного управления деятельностью компании.

Целью создания шаблона Системы является повышение эффективности взаимосвязанных бизнес-процессов в управляющей компании и дочерних обществах по определенному виду деятельности.

Среди первоочередных задач достижения основной цели Проекта необходимо выделить:

  • Обеспечение оптимизации и типизации бизнес-процессов, в том числе процессов планирования, оперативного управления, контроля исполнения и анализа с применением Системы;
  • Разработка ролевой структуры, удовлетворяющей требованиям бизнес – процессов;
  • Обеспечение достаточным набором методологических, регламентных документов, формализующим бизнес – процессы компании;
  • Разработка требований к входящей и исходящей информации, подлежащей учету в Системе;
  • Обеспечение набором пользовательских инструкций, а также шаблонами дополнительных документов, необходимых для работы в Системе;
  • Обеспечение информационной интеграции между компаниями – участниками бизнес-процесса с учетом специфики их взаимодействия;
  • Внедрение Системы в управляющей компании и выбранном дочернем обществе как совокупности методологического, информационного, программного, технического, организационного и других видов обеспечений, осуществляющей поддержку бизнес-процессов в соответствии с функциональными требованиями
  • Расширение горизонтов планирования деятельности предприятие с трех до двадцати лет.

Функциональный объем Проекта охватывает технологически взаимосвязанный комплекс бизнес-процессов, включающий в себя следующие составляющие:

  • Управление маркетингом и сбытом;
  • Управление финансами;
  • Управленческий учет;
  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Управление материально-техническим обеспечением;
  • Управление техническим обслуживанием и ремонтом;
  • Управление производством;
  • Управление инвестициями;
  • Бюджетирование;
  • Учет лизинга и аренды;
  • Учет и ведение договоров.

Реализация Системы состоит из следующей последовательности фаз Проекта:

Фазы

Наименование фазы

Фаза 1

Подготовка Проекта

Фаза 2

Разработка Рабочего проекта

Фаза 3

Разработка ИУС

Фаза 4

Подготовка ИУС к опытной эксплуатации

Фаза 5

Опытная эксплуатация ИУС

Фаза 6

Передача Системы в постоянную эксплуатацию

Выполнение любых проектов, особенно в сфере ИТ – уникальный процесс. Новые технологии, сложность стоящих задач, отсутствие необходимой квалификации у программистов и другие факторы часто негативно влияют на ход проекта. Использование методов управления рисками позволяет минимизировать негативный эффект неблагоприятных событий.

В рамках Проекта были выделены следующие категории рисков:

  • Управления;
  • Навыков;
  • Технические;
  • Политические;
  • Знание бизнеса;
  • Прочие.

Выработаны несколько стратегий реагирования на риск:

Избежание риска

Изменение плана Проекта с целью уклонения от риска или наступления рисковых условий, а также защиты Проекта от его воздействия:

  • Сужение предметной области с отказом от выполнения особо рискованных работ;
  • Сбор дополнительной информации;
  • Увеличение сроков;
  • Увеличение объемов ресурсов;
  • Отказ от сотрудничества с ненадежными партнерами.

Передача риска (диверсификация)

Страхование риска: Перенос ответственности за риск на третью сторону вместе с ответственностью за реагирование на него

Минимизация рисков

Направлена на минимизацию вероятности наступления риска либо на уменьшение уровня возможных убытков в случае наступления рискового события.
Мероприятия могут подразделяться на:

  • Организационные;
  • Технические;
  • Политические;
  • Финансовые;
  • Кадровые;
  • Информационно-аналитические

Принятие рисков

Используется в случае принятия решения не изменять план Проекта для организации иного способа реагирования или при невозможности использования иной стратегии реагирования:

  • Разработка нескольких сценариев Проекта;
  • Готовность к наиболее пессимистическому варианту;
  • План нейтрализации;
  • Антикризисный план.

Работа может быть полезна руководителям и заказчикам ИТ проектов.

 

Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009