Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИТ-архитектуры страховой компании, ориентированной на бизнес результаты

Жихорев Д.А.
выпускник группы MBA CIO-27
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

На рынке автострахования существует жёсткая конкурентная борьба между страховыми компаниями. Одним из обязательных условий развития бизнеса является постоянная оптимизация бизнес процессов. Для выживания в условиях жёсткой конкуренции есть потребность в сокращении издержек, повышении качества сервиса, качества продуктов. Ведущую роль в создании конкурентных преимуществ играют информационные технологии, которые способны существенно автоматизировать процессы и сократить влияние человеческого фактора. В сфере ИТ особенно популярно внедрять разного рода информационные системы для полной автоматизации деятельности как одного отдела, так и всего предприятия в целом. Но достижение конкурентных преимуществ (КП) с использованием ИТ возможно только при точной фокусировке на них. Традиционным подходом в корпоративной автоматизации является принцип максимального покрытия бизнес функций/процессов с ориентацией на удовлетворение требований отдельных бизнес подразделений. Такой подход, как правило, не дает ожидаемого эффекта.

Поддержка КП требует ИТ архитектуры сфокусированной на требования от этого КП. Достижение положительных результатов возможно за счёт сокращения времени обслуживания, автоматизации механических процессов и предоставления механизмов для удобного взаимодействия с клиентами, партнёрами и между сотрудниками внутри компании.

В рамках дипломной работы дается ответ на вопрос: Как корпоративные информационные технологии должны быть сфокусированы на поддержку конкурентных преимуществ бизнеса? Задача решается на примере рассмотрения бизнеса страховой компании.

Конкурентные преимущества в ключевых показателях бизнеса формируются по каждому продукту. В рамках дипломной работы требования к архитектуре информационных систем будут рассмотрены на примере продуктов КАСКО и ОСАГО.

Суммы сделок по КАСКО ощутимо больше, выше рентабельность КАСКО в сравнении с ОСАГО. ОСАГО сегодня в первую очередь служит для страховых компаний одним из способов привлечения клиента, так они стараются делать клиента более лояльным как в целом к страховому рынку, так и к своей компании. Каждый из этих продуктов дополняет друг друга, по этому рассмотрение целевых показателей по двум продуктам в полной мере отразит возможности информационных технологий для создания конкурентных преимуществ.

Для определения ключевых бизнес требований, сфокусированных на поддержку КП предполагается использование подхода Александра Остервальдера «Построение бизнес-моделей». Бизнес-модель - универсальный инструмент представления создания ценностного предложения.  Данный подход позволяет на языке бизнес предпринимателя не только сформулировать, описать механизм формирования операционных и экономических результатов своего бизнеса, но и точно сфокусировать требования к информационным технологиям на эти бизнес результаты.

Данную концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей пользуют крупнейшие компании мира, включая Google, IBM, Ericsson.

В дипломной работе была разработана архитектура прикладных систем, ориентированных не на автоматизацию деятельности отдельного подразделения или всей компании, а архитектура систем точечно влияющих на улучшение выбранных целевых показателей. Такой подход позволяет посмотреть в другом ракурсе на возможности информационных технологий и оптимально распределить бюджет между проектами.

Задачабыла решена в несколько этапов:

1.   Разработаны бизнес-моделей продуктов ОСАГО и КАСКО:

•    Выбраны потребительские сегменты, рассматриваемых продуктов;
•    Описаны ценностные предложения по каждому продукту;
•    Определены каналы сбыта;
•    Определены каналы коммуникаций с клиентами;
•    Выявлены потоки поступления дохода;
•    Выявлены ключевые ресурсы, необходимые для создания продукта;
•    Определены ключевые виды деятельности;
•    Перечислены ключевые партнёры, участвующие в создании продуктов;
•    Описана структура затрат.

Проведён выбор целевых показателей для анализа, отражающих качество, рассматриваемых продуктов.

2. Проведён анализ существующей архитектуры приложений для поддержки продуктов КАСКО и ОСАГО. Составлен реестр прикладных систем, влияющих на целевые показатели. Перечень систем показывает влияние существующих прикладных систем на ключевые виды деятельности, степень автоматизации процессов с помощью этих систем.

Отображение текущей архитектуры приложений в фокусе целевых показателей показывает механизмы влияния функциональных возможностей системы на целевые показатели.

3. Проведён анализ требований к прикладным системам для улучшения целевых показателей, требования представлены по каждому ключевому виду деятельности. Помимо сформулированных требований, определена степень влияния на целевой показатель.

На основе разработанных требований сформировались предложения по прикладным системам. Была проанализирована информация по ключевым видам деятельности в разрезе бизнес требований,   текущей архитектуры систем.

4. Новые системы были разделены на две группы, влияющие на модель выручки и влияющие на модель затрат. По каждой системе было определено влияние на  экономические показатели. Проанализировано как снижает или увеличивает выручку или затраты каждая из предложенных систем.

5. Анализ приоритетности проектов был проведён исходя из влияния новых информационных систем на:

•    ключевые процессы;
•    целевые показатели;
•    структуру выручки;
•    структуру затрат;
•    потребность в автоматизации.

По результатам расстановки приоритетов проектов был разработан календарный график проектов в соответствии с выделенным бюджетом и графиком выделения средств.

Помимо улучшения значений целевых показателей, разработанная целевая архитектура прикладных информационных систем окажет положительное влияние на модель выручки и модель затрат.

В результате дипломной работы можно убедиться, что применение информационных технологий может быть гибким, точечным. Возможно, выбрать любой масштаб автоматизации компании, при необходимости точечно воздействовать на любой целевой показатель, не распыляя средства на автоматизацию менее значимых для бизнеса областей. Такой подход позволяет добиться превосходства на высоко конкурентном рынке с помощью информационных технологий, с минимальным бюджетом.

 

Рубрика: 
IT-стратегия
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009