Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Использование опыта управления информационными технологиями при реализации проектов Энергоменеджмента в рознице

Лукьянов И.В.
выпускник группы MBA CIO 28а
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Преамбула:

В современных условиях качественного взросления ИТ сферы, значимость ИТ для бизнеса быстро возрастает. Значимость ИТ подразделений определяется ролью, которую играет ИТ для бизнеса.  На рынке есть достаточный пул примеров того, как ИТ подразделения достигали ролей\уровней «Поставщик Услуг» или «Бизнес-партнер». Конечно же – это хорошо, но в какой то момент у CIO появляется вопрос: «А что дальше?». Цель моей работы – дать один из ответов на вопрос, заданный ранее. Пример, что важно, не теоретический, а реальный!

Небольшая историческая справка:

В компании Х5 Retail Group был завершен в 2010 году масштабный проект организационных изменений. На базе дирекции по управлению информационными технологиями создан блок поддержки бизнеса, отвечающий за комплексную эксплуатацию всех систем компании.

Лидерство на глобальном российском рынке невозможно без радикальных преобразований в управлении компанией, направленных на повышение эффективности бизнеса. Был выбран путь преобразований, в максимальной степени базирующийся на методах работы Дирекции по управлению информационными технологиями (ДУИТ). Объединение в единый блок подразделений, обеспечивающих сервисную поддержку, даст синергетический эффект и позволит повысить качество предоставляемых сервисов, а также увеличит эффективность поддержки. В блоке поддержки бизнеса объединились подразделения эксплуатации и ИТ. Подразумевалось, что переход на сервис-ориентированную архитектуру поддержки бизнеса ускорит решение многих текущих проблем, снизит относительную стоимость предоставляемых сервисов, и, следовательно, повысит эффективность работы компании в целом. Предполагалось организовать работу всех сервисных подразделений на основе бизнес-процессов, рекомендуемых библиотекой ITIL, таких как Problem Management, Service Level Management, Configuration Management и т. д.

Целью процесса интеграции было создание режима «единого окна» при регистрации инцидентов, устранение дублирующих функций сотрудников объединенной службы эксплуатации, использование единого подхода при решении проблем и единого инструмента для регистрации и обработки заявок пользователей. Теперь в единой системе регистрируются заявки пользователей на устранение неполадок в офисных компьютерах, холодильных установках в магазинах и т. д. Работа сервисных служб организована по единому принципу, что дает возможность получать объективную информацию о качестве предоставляемых компании услуг. На основе методик, разработанных и внедренных в дирекции по управлению ИТ, сотрудники инженерных служб получили свои собственные показатели эффективности работы (KPI), на основании которых осуществляется их поощрение. Именно процессы ITIL явились методологической основой для построения процессов поддержки бизнеса.

Самым продолжительным мероприятием оказалась разработка стратегии блока поддержки бизнеса, содержащей цели блока на трехлетний период и мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей.

В положениях о дирекциях зафиксированы показатели достижения целей (Key Goal Indicators, KGI). Был использован подход COBIT, который определяет KGI как ключевой индикатор достижения цели. В данном случае это метрики, которые показывают руководству, достигнуты ли цели бизнеса и в какой степени. Оказывается, что, если заменить литеры IT на литеры BS (Business Support), многие подходы COBIT оказываются вполне применимыми. То же относится и к библиотеке ITIL.

Однако безусловную правильность выбранного пути иллюстрируют слова рядового директора одного из магазинов «Перекрестка»: «За последние четыре месяца у меня появилось чувство, что о магазине кто-то заботится. Проблемы стали решаться, причем достаточно быстро».

Что такое Энергоменеджмент?

После прочтения исторической справки, я уверен, стало более понятно, как команда ИТ профессионалов пришла в теме Энергоменеджмента. К этой теме мы подошли максимально серьезно в связи с тем, что затраты на ИТ эксплуатацию у нас были порядка 0,5% от ТО, а затраты на не ИТ эксплуатацию – 2,6%.

Системный подход заключался в следующем: Заложить в компании основы системы Энергоменеджмента, как части системы стратегического управления компанией. Разработать в компании энергетическую стратегию, политику, показатели EnPIs, комплексную синхронизированную программу повышения энергетической и экологической эффективности и при реализации:

  • Снизить потребление ТЭР (топливно-энергетических ресурсов) в натуральном и денежном эквиваленте, оптимизировать бизнес-процессы и технологические схемы, связанные с использованием ТЭР
  • Повысить эффективность внедрения технологического оборудования, использования связанных с оборудованием бизнес-процессов
  • Снизить совокупную стоимость владения технологическим оборудованием, эксплуатационные затраты и вероятности проявления значимых технологических рисков
  • Повысить качество потребляемых ТЭР

За основу мы взяли Международный Стандарт ISO 50001, основываясь на принципе: Планируй – Действуй – Проверяй - Совершенствуй, позволяет постоянно совершенствовать и внедрять основы энергетического менеджмента в повседневную практику организации.

Главной целью Энергоменеджмента является сокращение затрат на производство продукции. Особо подчеркиваю, что речь идет не о сокращении потребления энергоресурсов в натуральном выражении, а о снижении затрат на их производство и потребление, т.е. цель весьма прагматична, без «псевдозелёных рассуждений». При этом Энергоменеджмент должен представлять собой результативную и устойчиво работающую систему, которая обеспечивает решение главной задачи. Энергоменеджмент начинается с введения должности энергоменеджера, назначения на эту должность компетентного специалиста, который должен иметь прямой доступ к руководству предприятия и пользоваться его поддержкой.

Первое правило Энергоменеджмента - состоит в том, что ни одна компания не должна планировать инвестиции в высокие технологии прежде, чем исчерпает все возможности энергосбережения посредством мер по правильному ведению хозяйства.

Таким образом, реализация именно организационных мероприятий (как правило, беззатратных и низкозатратных) – ключ к успеху программы снижения энергопотребления и себестоимости производства. Это и является одной из задач энергоменеджеров.

При работе необходимо понимать, что утверждения «всегда так делалось» совсем не означает, что это правильно. Поэтому, 2-е правило звучит следующим образом: Энергоменеджер обязан анализировать целесообразность всех действий персонала предприятия, связанных с использованием энергоресурсов.

Третьим правилом является обязательная разработка Стратегии Энергоменеджмента для конкретного предприятия с учетом особенностей этого предприятия (Стратегический подход, Тактические вехи, Монетизация целей).

Четвертым правилом является инвестирование именно тех проектов, которые имеют наилучшие экономические показатели или при привлечении инвестиций (внешних\внутренних) следует принимать к реализации только те проекты, экономические показатели которых превосходят иные варианты вложения средств с учётом возможных рисков.

Цели пилотного проекта

Это проведение натурных (не только на базе бумажных цифр и планов), а именно реальных испытаний и внедрений, для подтверждения правильности разработанной стратегии.  

Поэтапное снижение к 2012 году потребления энергоносителей на 30% в сопоставимых значениях. Цели пилотного проекта по этапам:

Первый этап: «Малобюджетные энергосберегающие мероприятия и формирование технической политики Компании в  области ресурсосбережения» – до конца 2010 года

  • Сокращение затрат на энергоснабжение на 10% (в сопоставимых значениях)

Второй этап: «Реализация Технической Политики Компании в области ресурсосбережения» – до конца 2011 года

  • Снижение расходов на энергопотребление на рубль продаж
  • Снижение затрат на энергоснабжение не менее чем на 10% в год

Перед моей работой стоят следующие задачи:

  • Рассказать о редком подходе для ИТ в ритейле
  • Рассказать о новых горизонтах для ИТ
  • Прояснить термин Энергоменеджмент
  • Прояснить принципы построения Стратегии Энергоменеджмента
  • Показать реальный пример пилотного проекта

Итогом моей работы должно стать переориентирование CIO на новые сферы\зоны деятельности, которые ранее не имели отношени к ИТ

Рубрика: 
Управление проектами
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009